Секрети майстерності

Выбираем объектив. Советы для начинающих

Итак, у вас есть цифровая зеркальная камера. Или вы еще только собираетесь ее покупать. И вы в замешательстве: сколько же разных объективов к ней, как выбрать именно тот, который нужен? Эта статья поможет разобраться в многообразии объективов и выбрать именно ваш.

Открыв сайт производителя, неопытный пользователь с самого начала теряется в обилии непонятных букв и цифр в названии объектива. На самом деле, все не так страшно, как кажется. Первое, на что следует обращать внимание новичкам при выборе объектива, — это всего 5 параметров:

  • байонет
  • фокусное расстояние
  • диафрагма
  • размер матрицы
  • стабилизация изображения
  • зум- или фикс-объектив

БАЙОНЕТ ОБЪЕКТИВА (АНГЛ.: LENS MOUNT)

Байонет — это специальный крепёжный узел, при помощи которого объектив устанавливается на фотокамеру. Он не случайно выбран первым пунктом в нашей статье: у большинства серьезных фирм своя конструкция байонета, т.е. объектив для Nikon не подойдет к камере Canon.

Производители объективов, такие как Tamron, Sigma и Tokina, выпускают объективы с разными типами байонетов для камер разных производителей.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА (АНГЛ.: FOCAL LENGTH)

При выборе объектива первым делом обращают внимание на его фокусное расстояние.

Фокусное расстояние (ФР) — это расстояние от плоскости матрицы или пленки (фокальной плоскости) до главной задней оптической плоскости объектива при его фокусировке на бесконечность. Отношение ФР к диагонали матрицы характеризирует угол обзора, достигаемый с помощью данного объектива. Чем меньше значение ФР, тем больше угол обзора. В характеристиках зум-объектива указываются два «крайних» значения ФР — самое маленькое и самое большое, которое обеспечивает объектив.

В связи с широкой распространённостью плёночного формата «35мм», принято характеризовать объектив так называемым «эквивалентным фокусным расстоянием» (ЭФР). Для плёнки и цифровых камер, имеющие так называемые полнокадровые матрицы (т.е. размер матрицы равен размеру пленочного кадра) ЭФР просто равно истинному, т.е. ФР. У цифровых матриц с диагональю меньшей, чем у плёнки, для обеспечения того же угла зрения (и, соответственно, того же кадра с того же места) истинное фокусное расстояние объективов пропорционально меньше. В зависимости от ФР, объективы классифицируют следующим образом:

  • Если ФР примерно равно диагонали матрицы, то такое ФР называется нормальным и считается, что в этом случае угол зрения (45 градусов) соответствует возможностям человеческого глаза.
  • Если ФР больше диагонали матрицы, то такие объективы называют длиннофокусными или телеобъективами — они обеспечивают более сильное приближение по сравнению с «нормальными», но при этом уменьшается угол зрения.
  • Если ФР меньше диагонали матрицы, то такие объективы называют короткофокусными или широкоугольными — они обеспечивают расширение поля зрения по сравнению с «нормальными», но при этом уменьшаются размеры объектов в кадре.

ДИАФРАГМА ОБЪЕКТИВА (АНГЛ.: APERTURE)

Диафрагма объектива — еще один важный параметр при выборе. Она позволяет изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.

Диафрагма может быть указана несколькими способами: F4, f/4, 1:4 — все они означают одно и то же. Чем меньше число, тем больше диафрагма, т.е. Тем больше света пропускает объектив.

Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: f/0,7; f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.

Например, объектив f/2.8 пропускает вдвое больше света, чем объектив f/4

Чем больше света способна пропускать диафрагма, тем больше она дает возможностей, таких, например, как съемка при низкой освещенности или съемка в помещении без вспышки, возможность более гибко регулировать глубину резкости: чем больше открыта диафрагма, тем меньшую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) она дает.

РАЗМЕР МАТРИЦЫ ФОТОКАМЕРЫ (АНГЛ. FORMAT COVERAGE)

Наиболее доступные зеркальные камеры используют не полнокадровую матрицу (24×36мм), а матрицу APS-C (16,7ммx25,1мм). Panasonic и Olympus в камерах такого уровня используют матрицу формата «Четыре третьих» (13,5ммx18мм).

Все четыре основных производителя фототехники (кроме Olympus и Panasonic) выпускают линейку объективов адаптированных для APS-C матрицы. Они маркируются следующим образом:

  • Canon — EF-S
  • Nikon — DX
  • Pentax — DA
  • Sony — DT
  • Sigma — DC
  • Tamron — Di-II
  • Tokina — DX

СТАБИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая собственные угловые движения камеры для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках («шевелёнки»). Система стабилизации не рассчитана на компенсацию движения объекта съёмки и, по сути дела, служит заменой штативу в некотором диапазоне условий съёмки.

В последние несколько лет все производители фототехники стали использовать систему стабилизации изображения, однако внедряют ее разные производители по-своему. Pentax и Olympus разместиили систему стабилизации изображения в самой камере (body), а Canon, Nikon, Panasonic и Samsung встраивают систему стабилизации в объективы. Sony использует систему стабилизации изображения, встроенную в корпус (’Super Steady Shot’) в зеркальных камерах Alpha, и систему стабилизации изображения, встроенную в объектив (’Optical Steady Shot’), для камер Nex. Стабилизация изображения особенно полезна в телеобъективах, что следует учитывать в сравнении характеристик при выборе из нескольких моделей.

Система стабилизации изображения уменьшает «шевеленку», которая возникает при смещении камеры во время съемки при низком освещении или с помощью длиннофокусных объективов. Если в вашей камере отсутствует система стабилизации изображения, вам скорее всего захочется приобрести объектив, в котором она есть особенно это касается телеобъективов.

Разные производители маркируют объективы с системой стабилизации изображения по-своему, так что при выборе объектива следует обращать внимание на такую маркировку:

  • Canon — Image Stabilization (IS)
  • Nikon — Vibration Reduction (VR)
  • Panasonic и Samsung — Optical Image Stabilization (OIS)
  • Sony (система Nex) — Optical Steady Shot (OSS)
  • Sigma — Optical Stabilization (OS)
  • Tamron — Vibration Control (VC)

ЗУМ- ИЛИ ФИКС-ОБЪЕКТИВ

По значению фокусного расстояния объективы подразделяются на «зум» и «фикс»:

Фикс — объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

Зум (вариообъектив, трансфокатор) — объектив с переменным фокусным расстоянием.

В последнее время все большей популярностью пользуются зум-объективы. На первый взгляд, они более универсальны, и покупка фикс-объектива с появлением зумов теряет смысл. Однако фикс объективы до сих пор имеют ряд преимуществ: по сравнению с зум-объективами: они меньше, легче, быстрее, имеют большую диафрагму и дают более резкое изображение. Эти преимущества делают фикс незаменимым в решении специфических задач, например съемки при низком освещении благодаря большей диафрагме или при применении художественных приемов съемки с использованием размытия объектов, которые не попадают в фокус объектива.

Ну вот, теперь обилие параметров описания объективов не так пугающе-загадочно. Осталось только определиться, какой именно объектив необходим в первую очередь, и вперед — за новой линзой. Удачи в творчестве!

По материалам: funphoto.ua

Попередній топік
Уолтер Шелс. Мир без нас.
Топіки по темі
Какими камерами снимали знаменитости?
Sigma art 35mm 1. 4
Недорогой пейзажник под Nikon
7 коментарів
  • Роман Поповский
    Роман Поповский 27 жовтня '10, 22:35 0
    Хорошая статья!!! Спасибо!!
  • Виктор Вёлунд
    Виктор Вёлунд 28 жовтня '10, 0:49 +1
    Мда... Ну каков уровень такой и текст... В принципе полезно особливо моделям и визажистам - обязательно надо почитать! Этого в принципе и достаточно.... :))) Кратко, понятно... Толково для бестолковых.
  • Олег Підгайний
    Олег Підгайний 28 жовтня '10, 9:11 0
    Меня интересует другой вопрос (об объективах тех же)...

    В силу того, что матрици ЦЗ растут мегапикселями не по дням, а по часам, как сами линзы справляются с этим...

    У каждого объектива есть предел оптического разрешения в зоне МАТРИЦИ...
    Где этот параметр можно найти? Сколько РЕАЛЬНЫХ белых и черных умещается в 1 мм по горизонтали и вертикали на самой матрице?

    К примеру если в 1 кв. мм помещается 10 по вертикали и 10 по горизонтали 10х10=100 точек в кв. мм допустим, то в силу того что матрица в большинстве имеет четыре сенсора К-С-З-З, отвечающими за одну точку - то для 1 кв.мм надо 400пикселей....
    Матрица КРОПнутая имеет размер 23х15 (345 кв.мм) т.е. 345х400 = 0.138Мпикселей....

    Все это к примеру... Я не знаю где взять характеристику объектива, хотя может просто не искал...

    Вот и заитересовал вопросс о пределе оптического разрешения объектива...
    Может кто-то и кинет ссылку.....

    По моему этот вопросс главнее при выюоре оптики, а не АЗЫ при выборе объективов...

    К примеру матрица 16 МПикселей, объектив не вытягивает полное разрешение на матрице, вот смысл тогда брать оный или зачем покупать ТУШКУ, если денег на хорошую оптику не осталось?
    Иногда читаю отзывы: объективы мылят, не резки и т.д.
    В правильно подобраной паре ТУШКА-ОБЪЕКТИВ, при исправности оных все должно быть не ниже их возможностей....
    Это мое мнение, может кто что-то добавит....
    Пиксе
  • Олег Підгайний
    Олег Підгайний 28 жовтня '10, 9:18 +1
    По моему этот вопросс главнее при выюоре оптики, а не АЗЫ при выборе объективов...

    Пардон, опечатка...
    Имелось ввиду - По моему этот вопросс главнее при выБоре оптики, а не АЗЫ при выборе объективов... Естественно с учетом поставленых задач на съемку.....
  • Дима Николаенко
    Дима Николаенко 1 листопада '10, 9:34 0
    Собственно название статьи:
    "Выбираем объектив. Советы для начинающих"

    Я начинающий.
    Прочитал... сижу и думаю какой же объектив мне купить? От того, что мне объяснили что бывают разные байонеты, ФР, диафрагмы. Стабилизаторы бывают в оптике и тушке и как они маркируются у разных производителей... Прилепили сюда (напоминаю, что статья - советы для начинающих) размеры матриц у разных аппаратов... и только в самом конце действительно полезный при выборе абзац о различиях между зум и фиксобъективами. Да и то постольку поскольку...

    В целом в мою начинающую голову втолковали некоторые понятия, которые мне при выборе объектива понадобятся, бесспорно, но только лишь в качестве общих понятий.

    А зачем нужны эти Диафрагмы и на что они влияют? Зачем нужны эти миллиметры ФР и что ими измерять? Как сильно отличается в цене объектив со стабом и без?

    Так а какой же объектив мне выбрать? Как насчет задать читателя вопросом а что он хочет от объектива? Что он предпочитает снимать? Что ему ждать от более светосильного или длиннофокусного объектива?

    В итоге исходя из того, что всего должно быть много и побольше (в голове у новичка именно тыкие мысли), стаб = круто и зачем мне фикс если, цитирую: "...покупка фикс-объектива с появлением зумов теряет смысл..." а о том что есть это самое вскользь упомянутое "Эти преимущества делают фикс незаменимым в решении специфических задач, например съемки при низком освещении благодаря большей диафрагме или при применении художественных приемов съемки с использованием размытия объектов, которые не попадают в фокус объектива." я выберу себе какой-нибудь суперзум Tamron AF 28-300 mm f3,5-6,3 Ultra Zoom XR Di LD Aspherical (IF) Macro за 247 у.е.

    В общем именно в выборе объектива статья мне не помогла нисколько. Она лишь уяснила для меня как у разных производителей маркируется стаб или матрица...
  • Fomishen Aleksandr
    Fomishen Aleksandr 2 листопада '10, 20:18 0
    хорошая статейка.
  • Бабенко Елена
    Бабенко Елена 5 листопада '10, 13:04 0
    спасибо)
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії