Клара Беренс
возраст: 83 Клара Беренс понимает, что жить ей осталось не так много. «Иногда
я все еще надеюсь выздороветь,» — говорит она.
«Но в те моменты, когда становится действительно плохо,
я больше не хочу продолжать жить. И я только что купила
новый холодильник! Если бы я только знала...» Нас все время преследует страх потери.Мы боимся потерять любимого человека. Потерять работу. Потерять ускользающие мгновения счастья. Потерять жизнь. Как будто мы действительно чем-то обладаем. Этот страх не позволяет нам осознать, что мы уже давно мертвы. Мы уже давно превратились в серию фотографий, на которых то, кем мы были, продолжает притягивать нас к себе, заставляя проигрывать одни и те же роли снова и снова в разных декорациях. Мы боимся, что после того, как эти фотографии выцветут, и архив распадется на элементы, о нас все забудут. В будущем нас нет, потому что мы исчезли, в прошлом нас нет, потому что о нас некому помнить. Остается только настоящее. Только оно делает наше пребывание реальным и исключает страх. Потому что в действительности оно останавливает время. Ведь когда нет времени, не происходит воображаемого линейного движения из точки А в стремительно приближающуюся точку Б. Время, сконцентрированное в мгновении паузы, зависшей между двумя отпечатками, это портал в четвертое измерение экспозиции. В нем — дыхание между вдохом и выдохом, — короткий промежуток без мыслей и слов. В этой тишине возникают голоса людей, которые согласились позировать и дать интервью. Тексты, записанные редактором газеты «Der Spiegel» Беатой Лакоттой, размещены рядом с фотографиями Уолтера Шелса. И если, при взгляде на портреты может возникнуть неопределенное впечатление: иногда кажется, что модели спят глубоким сном, то благодаря проникновенным словам самих героев, готовых признаться самим себе и зрителю в необратимости, мы понимаем, что часто лишь находясь перед лицом смерти, люди способны по-настоящему пробудиться. «Я так хочу умереть и стать частью этого необыкновенного света. Но умирание — это тяжелая работа... мне была дана жизнь, и я должна была ее прожить, и теперь я ее отдаю назад». Мария Хай-Ан Тьет Као
возраст: 52 Без сомнения опыт умирания Марии Хай-Ан Као был
бы совершенно иным, если бы не учения Величайшей Госпожи Чин Хай.
Госпожа говорит: «Все, что вне этого мира, лучше, чем наш мир. Это лучше, чем
то, что мы можем себе представить и то, что находится
за пределами нашего воображения». Эдельгард Клайви
возраст: 67 Эдельгард Клайви работала административным помощником в университетской психиатрической клинике. Она жила одна с момента развода в начале восьмидесятых, и у нее нет детей. Еще, будучи подростком, она стала активным членом Протестантской церкви. В последние несколько недель она полностью привязана к постели. «Смерть — это тест на зрелость. И каждый проходит его в одиночку», — говорит Фрау Клайви. «Я так хочу умереть и стать частью этого необыкновенного света. Но умирание — это трудная работа. Смерть управляет всем процессом, и я не могу оказывать влияния на его течение. Все, что я могу, — это ждать. Мне была дана жизнь, и я должна была ее прожить, а теперь я ее отдаю назад. Я всегда много работала, следуя пути монахини: бедность, целомудрие, смирение. Теперь я уже не могу принести пользу обществу, и это мне причиняет невыносимую боль. Я не хочу обременять общество, быть живым трупом, обузой. Я хочу уйти, лучше всего мгновенно. Ты должен быть всегда готов, как бой скаут». Вольфганг Котцен Ночной столик украшают разноцветные тюльпаны. Сестра приготовила поднос
с шампанским и тортом. Сегодня у Вольфганга Котцена день
рождения. «Мне исполняется 57. Я никогда не думал о том,
что состарюсь или же что я умру молодым. Но смерть может прийти
когда угодно». Хайнер Шмиц
возраст: 52 Хайнер Шмиц видел пораженную часть мозга на скане. Он сразу
же понял, что у него осталось мало времени. Шмиц любит разговаривать,
ясно излагает свои мысли, он остроумный и глубокий человек.
Он работает в рекламе. Друзья Хайнера не хотят, чтобы
он грустил, и стараются отвлечь его. В хосписе они смотрят
футбол так же, как они делали раньше. Пиво, сигареты, вечеринки
в палате. Девушки из агентства приносят ему цветы. Многие из них
приходят вдвоем, потому что не хотят оставаться с ним наедине.
О чем говорить с тем, кто приговорен к смерти? Некоторые
из них желают ему на прощание выздоровления. «Надеюсь, ты вскоре
снова будешь в порядке, дружище!» Тот, кто точно знает, что обречен, как многие герои проекта, предпочитает наслаждаться этими последними мгновениями перед переходом рубежа, несмотря на физические страдания. Многие из портретируемых тяжело больны, и временной разрыв между двумя фотографиями — жизни и смерти — часто не превышает месяца. На этих больших контрастных черно-белых портретах, сделанных среднеформатной камерой, видна каждая деталь. Но несмотря на довольно реалистичную съемку, позволяющую нам наблюдать изменения рисунка складок кожи, взгляд не останавливается на телесности. Кожа с ее микрорельефом — лишь поверхность, и сквозь нее просвечивают все тонкие движения души: тревога, умиротворение, сомнение, сожаление, отчаяние, спокойствие. Обращенные к зрителю глаза — словно приоткрытые пологи, ведущие в реальность, полную неизвестности. За этот предел нам не дано заглянуть, пока не наступит время. Возможность запечатлеть смерть оставляет живущим не только память об ушедшем человеке, но, что еще важнее — служит неким напоминанием о конечности земного пути. Портрет, сделанный после смерти — это не посмертная маска, а отпечаток работы духа. И даже если выставка «Жизнь до смерти: портреты умирания» в какой-то степени получилась излишне наглядной, благодаря этому она глубоко человечна и обращается к широкому кругу зрителей. Социальное значение проекта подтверждается тем, что выставка поддерживается обширной библиотекой литературы: оригинальные книги мертвых Тибета и Египта, разнообразные публикации современных философов и психологов на тему смерти, научные труды.
|
|
photographers.ua, 2024
Всі фотографії є власністю їх авторів.
|
Електронна скринька: webmaster@photographers.ua | |||
|
|
Сильно
Ці фото страшні для розуміння, але це той рідкісний випадок, коли мета виправдала подібний засіб адже ми напічкані соціальними рекламами, програмами, проектами і т.д., у нас уже імунітет, а фотографу получилось достукатись і шана цим людям, які взяли участь в проекті і Уолтеру, який не побоявся того, що його не зрозуміють!
что вам понравилось