Секреты мастерства

Rodney Smith

Мастер композиции и минималистского сюрреализма, КЛАССИК, ЭКСЦЕНТРИК, МЕЛАНХОЛИК, ОПТИМИСТ И ПРОСТО ЛЕГЕНДАРНЫЙ ФОТОГРАФ ! В числе многих талантливых фотографов, работы которых стали символами ХХ века, есть признанные мастера-классики, но мало кто настолько противоречив, ярок и интересен, как Родни Смит (Rodney Smith). Американский автор, не доживший до 2017 года чуть меньше месяца, известен не по ярким репортажам из светской хроники — он был весьма закрытым человеком — а по снимкам, вошедшими в историю искусства. В них удивительно и странно сочетаются принципы классической композиции и сложная фантазийная эксцентрика. Фотограф в своем блоге называл себя кем-то вроде последнего борца за творческую свободу, сетуя, что из современных работ ушла вся романтика и осталась лишь «голая и холодная техника». Нередко в интервью фотограф говорил о вульгарности, которую принес в фотоискусство модернизм. Но сам Смит никогда не изменял утонченности. Он считал, что цивилизация постепенно утрачивает чувство по-настоящему прекрасного, чистого и изящного. Своими работами Родни Смит мастерски старался вернуть зрителя в мир, где нет уродливости, где все необычное красиво, а странное эстетично. Родни Смит называл это своим призванием и задачей, и его поддерживали в этом заказчики — известнейшие журналы Америки. Он сотрудничал с Vanity Fair, Esquire, The New York Times Magazine, очень много работал, как fashion-автор и портретист. Среди коммерческих заказчиков были Starbucks, American Express, Visa, нью-йоркская биржа и даже New York City Ballet. При этом фотограф всю жизнь был скромным человеком, закрытым, рефлексирующим искателем. Достижения Родни Смита значительны — он получил за профессиональную жизнь более 50 важных наград, которые ему присудили за фотографии и книги. Его снимки представлены в галереях США и всего мира — в Париже, Сингапуре, шведском Хальмстаде. Он жил и работал в Нью-Йорке, рядом с женой, графическим дизайнером Лесли Смолан и дочерью Саванной, и за почти 50 лет карьеры добился мирового успеха. Снимки Родни Смита видели практически все (разве, что, кроме тех, кто вообще никогда не интересовался искусством и не пользовался Интернетом), а вот имя автора не столь широко известно. Однако его личность живет в каждой фотографии. Техника и фантазия, композиция и спонтанность


Большая часть работ Родни Смита выполнена в черно-белой технике — с цветом он начал серьезно экспериментировать только в начале 2000-х годов. В ранний период творчества фотограф снимал на 35-миллиметровую Leica M4, потом перешел на 120 среднеформатный Hasselblad с 80-миллиметровым объективом, но это не главное. То, что отличает и делает узнаваемыми его фотографии — это несравненное и фантастическое сочетание гармоничности и эксцентрики, минимализма и прихотливости. Все работы Родни Смита идеально кадрированы, аристократически изящны и безупречно выверены. При этом в каждой из них есть потрясающий сюжет — и он, если не безумен, то, как минимум, фантастичен. Воображение, остроумие и хороший вкус, который никогда не изменяли Смиту, делают его фотографии не просто красивыми картинками, но сюрреалистичными полотнами. Родни нередко называли Рене Магриттом от фотографии — каждый снимок можно подолгу разглядывать, находя все новые темы для размышлений. Фотографии Родни Смита запоминаются, прежде всего, благодаря поистине совершенной композиции, хотя он практически всегда снимал спонтанно, не тратя часы на тщательное планирование. За работой он помногу двигался, резко останавливаясь в нужной точке. Он предпочитал естественное освещение, никогда не пользовался «спецэффектами», снимал преимущественно на пленку (Kodak Plus-X и Tri-X) и обрабатывал результат в фотолаборатории.


Родни Смит мало доверял цифровым камерам, считая что они разрушают «магию» и таинство съемки. Он говорил, что его работы совершенно зря считают постановочными — в 95% случаев он сам не знает, что выйдет, и лучшие работы получаются, если он выпускает ситуацию из-под контроля. Качество его снимков — это знание законов композиции, прекрасный «глаз», чувство меры и стремление к гармонии. Ну, и талант, конечно. Как «человек прошлого столетия» (Родни сам себя так называл), фотограф руководствовался принципом главенства композиции. Он учился у Энсела Адамса технике съемки пейзажей и «вписывания» в них людей, называл истинными мастерами Анри Картье-Брессона и Юджина Смита, хорошо знавших, откуда берутся баланс и гармония. Композиция, по словам Родни, занимает в фотографии то же место, что и ритм в музыке — это ее «скелет», база, отправная точка. Творчество, как отражение личности


Саморефлексия — полезное для искусства качество, она помогает осознать, чего мы боимся и что можем. Смит говорил, что никогда не мог совершить «прыжок веры» и полностью покинуть реальный мир ради фантазий. Может, поэтому его работы находят такой отклик у зрительской аудитории: они, хоть и сложны, но отражают время и место. Он всегда тщательно подбирал локацию, много путешествовал и внимательно присматривался ко всему, что видел.


Родни Льюис Смит родился 24.12.1947 в Нью-Йорке и умер там же 5.12.2016. Его семья была творческой и утонченной — отец, президент модного гиганта Anne Klein, привил сыну чувство пропорций, красоты, стиль. Фотограф получил лучшее американское образование — после изучения литературы в университете Вирждинии, он перевелся на теологическое отделение Йеля. При этом всегда знал, что хочет быть фотографом — просто хотел стать профессионалом в областях, которые ему были интересны. В Йельском университете Родни Смит впоследствии преподавал — стал адъюнкт-профессором, а позднее перевелся на кафедру в Санта-Фе, где практически до последних дней проводил фотографические семинары. Родни Смит с горечью говорил, что он начал хорошо зарабатывать на своих фото, будучи ими довольным, только через 25 лет работы. До этого ему приходилось делать коммерческие «парадные» портреты генеральных директоров и моделей глянца, постоянно испытывая эмоциональное напряжение и «любовь-ненависть». На раннем этапе творчества он часто снимал фермеров на природе, а во время студенческой поездки на Святую Землю (он получил стипендию от Фонда Иерусалима) Смит набрал материал на свою первую книгу. В ней в основном были пейзажи, главными элементами которых, тем не менее, оставались люди. Среди других книг были сборники фотографий, полученные под вдохновением от Оскара Уайлда, Семюэла Беккета и других англоязычных писателей. В последней книге — она, как ни странно, называется «Конец» (The End), мастер фотографии опубликовал свои размышления о жизни и искусстве, а также цветные снимки, впервые в карьере. Это богато иллюстрированное фотоиздание, в котором отражены последние 25 лет его насыщенной творческой жизни. Карьера vs познание самого себя: особое видение Родни Смита


Фотограф говорил, что ему никогда и ничего не давалось легко. Во многом это вызвано перфекционизмом Смита: даже когда денег почти не было, он не продавал снимки дешево, хорошо помня, сколько сил они у него отнимают. Фотография для мастера была трудным и эмоционально опустошающим процессом, в котором он постоянно сталкивался с колебаниями, поиском, напряженно прислушивался к себе и боялся сделать ошибку. Работы Родни Смита — концептуальные фото, как они есть, это результат внутреннего диалога, борьбы и конфликта. Фотограф много преподавал, обучая студентов во время лекций и мастер-классов в Йельском университете, Международном центре фотографии, институте Пратта. Он поистине изменил жизнь многих слушателей, научив их по-другому смотреть на творческий процесс. В работе был спонтанным, использовал инсценировки со сложными костюмами, но всегда помнил о том, чтобы сохранить в фотографии дух романтики, хрупкой красоты, не дать ей стать бездушно тиражируемым ремесленничеством. Красота, воплощенная в снимках Родни Смита — результат его душевной чуткости, ощущения прекрасного и стремления к истинному совершенству.

Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith Rodney Smith
13 комментариев
  • Alex Kantsur
    Alex Kantsur 9 июня, 12:27 0
    Интересный взгляд на фотографию у человека! Фото с клюшкой для гольфа на дереве - очень понравилось!
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 9 июня, 12:32 0
    Необычный взгляд ,это точно ! И работы необычные! Рад что понравилось!
  • Василий Васюк
    в фокусе
    Василий Васюк 9 июня, 12:59 0
    Чудово !! плюсанул тему !
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 9 июня, 13:18 0
    Дякую!
  • Андрей Мерщий
    Андрей Мерщий 9 июня, 13:33 +2
    Размещал про него сразу после того как он ушел от нас
    https://photographers.ua/topic/5-dekabrya-201...
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 9 июня, 14:21 +3
    Не видел ! Сейчас просмотрел, и увидел что несколько его работ в Вашей публикации я не видел.Так что спасибо Вам! Заметил с первых дней на сайте, что Ваша аватарка в его стиле, потому и не удивило что Вы опубликовали его работы.Очень рад что вкусы в фотографии совпадают! Думаю Вы не в обиде ,на мою публикацию! :)
  • Андрей Мерщий
    Андрей Мерщий 9 июня, 14:47 0
    Конечно нет :)
    Наоборот!.
  • Юрий Васильев
    Юрий Васильев 10 июня, 9:19 +1
    Хорошо!
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 10 июня, 14:19 0
    Радует! :)
  • Шапокляк
    Шапокляк 18 июня, 6:06 0
    Интересный текст и кайф от просмотра фотографий.Спасибо!!
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 19 июня, 10:42 0
    И Вам Ирина спасибо!
  • Евгений Лысюк
    Евгений Лысюк 29 июня, 21:06 0
    Дякую!
  • Alexander Zvir
    Alexander Zvir 30 июня, 9:38 0
    Це взаємно!
  • Войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и голосовать.

Новые фотографии

1