Загальні питання

Психологическая фотография и фотографическая психотерапия.

Приходилось ли вам спрашивать себя: " Зачем я фотографирую?" Говорить предлагаю только о творческой фотографии. С коммерцией всё проще,- вам платят, и вы снимаете. И ещё одно уточнение. Речь пойдёт только о личном опыте. Кого интересуют теоретические вопросы психологии искусства, на эту тему масса литературы и нет смысла заниматься её пересказом.

Встретилось мне как-то выражение — если можешь не снимать — не снимай. Тогда я ему особого значения не придал. Прочитал и забыл. Вспомнил его много позднее.

Фотографией я начал заниматься уже взрослым человеком. В детстве как-то не сложилось. Были другие интересы. Немножко пересёкся с ней в армии и потом снова расстались на долгие годы. Жизнь шла своим чередом. Происходили события, важные и не очень. Но желания фотографировать не возникало.

Взять камеру в руки решил под вполне невинным предлогом,- сломалась мыльница, на которую щелкали себя на море. Правда, решению этому предшествовали некоторые события, заставившие пересмотреть свои жизненные принципы. Если коротко, то по-старому жить было уже нельзя. А дальше пошло-поехало,- первой камерой стала зеркалка со сменной оптикой, кучей настроек и разных непонятностей. Можно было бы, конечно, щелкать в автоматическом режиме как на мыльницу. Но душе хотелось чего-то большего. Собственно, дальше уже руководил не я, а «Оно», моё внутреннее «Я». Я лишь следовал его указаниям. Что снимал? Пейзажи, знакомых, друзей. Немножко набив руку и почувствовав уверенность, снял несколько коммерческих проектов. Но вопрос денег не стоял остро. Фотографией хотелось заниматься всё-таки для души, а не ради заработка. Так в моём творчестве появился бытовой жанр,- люди, эмоции, переживания. Дальше — психологический портрет в стиле «ню». В этих двух направлениях и работаю, иногда снимая пейзаж и архитектуру, но не как самостоятельные сюжеты, а как материал для коллажей, которые меня увлекают в последнее время. Но большую часть времени уделяю именно съемке «ню»

О практических аспектах съемки обнаженной натуры мы уже говорили. Сегодня речь пойдёт о психологическом аспекте. Или, если хотите, психотерапевтическом.

Автор не является психологом по образованию. Имея за плечами опыт практической психотерапии, групповой и индивидуальной, вузовский минимум курса психологии и некоторый опыт фотосъемки, хочу поделиться своими наблюдениями.

Итак, что же движет моделью, решившейся на съемку «ню»? Исключим тех, кто занимается этим ради денег. По моему скромному мнению, в первую очередь, сознательно или бессознательно, девушка пытается решить какие-то свои психологические проблемы. Фотография является лишь инструментом. Решение попробовать себя в роли «ню» модели обычно приходит интуитивно,как попытка разобраться с той или иной жизненной трудностью. Обычно вопрос касается отношений с противоположным полом. Девушке хочется быть привлекательной, желанной в глазах любимого. Иногда молодой человек проявляет нерешительность в отношениях и откровенная фотосессия способствует их развитию. Вспоминаю радостные глаза модели, сообщившей, что ей сделали предложение. Цель достигнута-отношения получили позитивный импульс. А фотограф снял свой единственный и неповторимый кадр. Ведь, как вы понимаете, о дальнейших съемках речь уже не шла.

Вероятно, скажу крамольную вещь, но удовлетворенному собой и жизнью человеку художественная фотография ни к чему. Для творчества нужна душевная боль, попытка что-то изменить в себе. Или, по крайней мере, заглушить эту самую боль. В таком случае творчество становится таблеткой. К сожалению, такие модели зачастую несчастны в личной жизни, но продуктивны в творчестве,- идеи, образы, желание работать... Искусство от них действительно требует жертв и это не пустые слова. Для фотографа же такие модели — находка. С ними можно работать долго и с удовольствием.. Творческие отношения могут перерастать в личные. Иногда модели осознанно воспринимают «ню» фотосесию как психотерапевтический сеанс, а фотографа ещё и как психолога, съемка может сопровождаться доверительной беседой и это, в свою очередь, даёт психологизм в кадре.

Однако, вернёмся к личности фотографа. Ведь именно он и никто другой, его желания и видение являются определяющими в творческом процессе. Если вы можете обойтись без фотографии, смело делайте выбор в пользу чего-то другого, на ваше усмотрение,- можете не снимать — не снимайте. По моему скромному мнению, камеру в руки стоит брать лишь в том случае, если без этого не обойтись. Опять же, речь только о художественной фотографии в любых её проявлениях. Коммерция, а так же разного рода селфи не в счёт. И не слушайте тех, кто будет учить вас, что «так сейчас не снимают» и в качестве сюжетов следует выбирать то-то и то-то. Конечно, правил построения кадра никто не отменял. И есть резон иметь представление о смысловых и композиционных центрах изображения. А так же о многом другом. И если и нарушать какие-то правила, то хотя бы иметь представление об их существовании. Хотя,вышесказанное дело вкуса.

.

Психологическая фотография и фотографическая психотерапия.
Попередній топік
Adventure photography by Eric Bunting
Топіки по темі
ПЕРВЫЕ ШАГИ. История одного фото.
БЕЛАЯ КОМНАТА. История одного фото.
Цветная фотография
2 коментаря
  • Andrey Merschiy
    Andrey Merschiy 3 квітня '17, 18:04 0
    Автор текста - Вы?
    Но это не столь принципиально. В любом случае Вы затронули интересную тему.
  • Андрій
    Андрій 9 квітня '17, 7:09 0
    Какой смысл постить чужие буквы?)
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії