В одной из подписок попалась на глаза заметка (ниже), о фотографах и фотографии. Приведу фрагмент текста, целиком можно почитать тут: http://amateurphotographer.ru/?p=12918
Автор расписывает российские реалии, думаю, что и для нашей страны они могут быть актуальными. Много текста, но из песни слов не выкинешь. Для удобства в тексте есть ссылки на приведенных авторов.
Итак, автор заметки: http://www.irinapopova.net/
Мероприятие: http://www.portfolioreview-russia.com/ “В один из дней была большая ярмарка — фотографы разложили свои местные продукты — будто бы продают картошечку или лучок, свежие, с грядки. И всех пришедших, расставленных по алфавиту, от 20 до 80 лет, признанных мэтров и самородков из глубинки, можно было классифицировать, как те же овощные культуры. Я заметила 4 тенденции российской фотографии. 1. Так называемая «документальная фотография» (а по сути, жесткая социальная фотография). Мы до сих пор снимаем психбольницы, тюрьмы и интернаты, потому что верим, что это важно и можем кому-то на что-то открыть глаза. Это пошло с советского времени, когда такая фотография была запрещена. Всех юродивых и асоциальных элементов запихивали и засовывали за высокие стены в тридесятое царство, чтобы не нарушать строительство великого общего будущего. А на фотографиях в газетах и на редких выставках появлялись хорошо сложенные пахари, гордые новым трактором и грудастые улыбчивые доярки. Поэтому нам до сих пор по инерции кажется, нужно снимать социалку, трэшак. И тогда фотограф будет видится героем — залез, получил доступ, выдержал. Коммуналки с алкоголиками, переходы с бомжами, приюты с умирающими детьми, деревни с одинокими стариками и заколоченными домами, бредовое религиозное исступление. В то время, как журналы хотят позитивного начала — истории молодых предпринимателей, позитивные исходы борьбы со злом, или просто смешные истории. А галереи хотят концептуального и холодного, чего в этих фотографиях нет. Цель — протест против социальной несправедливости. Фотографы — среднего возраста мужчинки, иногда с бородой, и пробивные барышни неопределенного возраста, иногда похожие на уборщиц, крашеные блондинки с отросшими корнями. Бежевые штаны с широкими карманами, иногда даже жилетки, куда запрятано множество линз. Свойственна общая неряшливость. Ориентиры — Картье Брессон, Йозеф Куделка и Сальгадо, но далеко не достигнутые. Книжки — Кафка, Достоевский. Фотографии — черно-белые, иногда цветные. Сложные, но все же классические композиции, пойманные движения и эмоции. Взгляд закручивается в изображении. Лучшие представители — Владимир Семин. 2. Пикториальная фотография. Это явление, собственно, не прошлого, а даже позапрошлого века. Оно началось с того, что фотография не воспринималась как искусство, но очень хотела им стать. Фотография пришла на смену живописи, подхватила ее основные тенденции. Отсюда — зафиксированные жанры (портрет, натюрморт, пейзаж). Цель — поиск красоты или ее создание. Фотографы — бородатые дяденьки за 40 или 50, залежавшиеся в своей мастерской, любители пропустить по рюмочке. Любители собирать посиделки в этой же мастерской, поклонники женщин (любители сделать комплимент) Ориентиры — Мохой-Надь, Йозеф Судек. Фотографии — выстроенный натюрморт, позированный портрет у окна, отсутствие движения. Жизнь этой фотографии не в движении объекта или сюжетности, а в движении взгляда по картинке, и рассматривании пленочного зерна, малейших переходов света и тени. Эти фотографы, в отличие от первых, снимают всегда на пленку и очень бережно относятся к фотопечати (часто ручной). Возможно перемежение с коллажом, фотограммой. Лучшие представители — Китаев. 3. Авангардная фотография. Этот вид зародился тоже в условиях жесткого идеологического давления. Фотографы совмещают левый критический дискурс с очень индивидуальным, иногда фриковатым внутренним миром, и попыткой его передать. Цель — не поиск красоты, но и не явный протест против социальной несправедливости, а скорее желание показать себя. Фотографы — снова бородатые дяденьки, но с «деталькой» — очко в виде кнопки или косичка в бороде. Ориентиры — Борис Михайлов, Николай Бахарев. Михайлов был первый фотограф, о котором меня спросили на западе, когда я поступала на резиденцию в Райкс. Это единственный «российский» (на самом деле харьковский) фотограф, о чудаковатых выходках которого хорошо знают на западе (заставить бомжей сниматься голыми за бутылку) или устроить на корабле выставку из выброшенных женских прокладок). К сожалению, их время тоже, как и двух других, прошло с уходом советской власти, так как фриковать больше не модно, не круто, и никто это сейчас не оценивает как жест. Живопись — поздний Пикассо, Энди Уорхолл. Фотография — раскрашивать вручную полароиды, вклеивать черно-белые снимки трэшовой порно-вечеринки в советское пособие по беременности. Снимать по одному автопортрету каждый день в течение года. К печати относятся небрежно, по-андеграундски. Отпечатками не дорожат. Часто используют найденные фотографии. Тематика — часто крутится вокруг секса, извращений или трансформированного эго. Лучшие представители — Андрей Чежин. 4. Наивная девчачья фотография. Она наиболее молода, и родилась в 2000х годах, когда основные противоречия советского государства были сняты, нужно было к чему-то стремиться в фотографии, как-то ее выражать. Эти фотографы выросли в относительном достатке, иногда получили классическое образование. Их мир очень нежный и хрупкий. Эта фотография более востребована, чем предыдущие три вида, в частности, ее часто выставляет и всячески продвигает Фотодепартамент, но она все также чувственна, и лишена сухой аналитичности, как и первые три вида. Фотографии — часто «милые» портреты друзей и подруг с откровенными взглядами. Иногда голышом, но не на искусственном фоне, а на смятой постели. Мебель из Икея. Солнечный лучик бьет в окна. Снято на какую-нибудь Мамийю или любой другой средний формат. Цвета — приглушенные, пастельные (постельные), нежные. Ключ — светлый. Цель — преодолеть детские комплексы. Ориентиры — фильм «Амели», «Забриски пойнт». Фотографы — девочки с хипстерским видом. Кудряшки. Странные юбочки. Американские джинсы-бананы из 80х с поясом высоко над пупком. Мальчики-геи в смешных шапочках. Тематика — нежность, дружба. Лежание в траве. Мечты. Утренний кофе. Мелочи, делающие твою жизнь атмосферной. Лучшие представители — Марго Овчаренко. Ответвление — фотография «потока сознания». Она запутана, изображения явно не связаны между собой (за многоэтажкой может следовать чей-то живот), в ней нет сюжета, повествования, и какой-либо объективной картины мира. Часто неряшлива, снята на всевозможные камеры (от среднего формата до убогой мыльницы со вспышкой на пьяной вечеринке). Литература — Марсель Пруст, Джеймс Джойс. Платформа для развития — Фотодепартамент Лучшие представители — нет. Типичные представители — Алексей Ванюшкин, Кирилл Савченков. Эта фотография близка к пятому типу — явно хипстерской фотографии. Снята на Хольгу или Ломо, часто с пересветом или солнечным лучом, бьющих в кадр. Тоже про друзей и знакомых, и их мир модных бездельников. Цель — опубликовать у себя в ЖЖ. Эта фотография вообще не допущена к портфолио ревю, а значит, не признана хоть сколько стоящим явлением на российской сцене. Но — ни одно из этих течений (!) не пересекается с мировыми тенденциями в фотографии. Ни-од-но! «Все это хорошо, но было 15 лет назад», — шепчут друг другу ревьюеры в закрытых гостиных для кофе-пауз." .....
|
Популярні топіки |
photographers.ua, 2024
Всі фотографії є власністю їх авторів.
|
Електронна скринька: webmaster@photographers.ua | |||
|
|
По поводу 5 категорий, перечисленных выше - звучит некий сарказм. Если фото, сделанное в каждой категории, ХОРОШЕЕ (будь то доярки или хипстеры), то разве оно не заслуживает внимания?
А плохо ли это? Вот вопрос :-) Почему всегда нужно под кого-то подстраиваться?
ПРо 5 категорий - как же забыли категорию "свадебщиков"? - как по мне - самая большая категория фотографов во всём СНГ) по сравнению с их шЫдеврами первые 5 категорий - само Фотоискуство!)
речь шла о конкретном мероприятии - "Портфолио ревю", а не о русской фотографии в целом
речь идет о художественной некоммерческой фотографии, как мне кажется. свадебщики же - отдельная категория вообще. по сути они кроме молодоженов никому не интересны, без обид.