Секрети майстерності

Снимаем природу в любую погоду

Тот, кто хоть раз в жизни снимал пейзаж, не мог не заметить, насколько сильно конечный результат зависит от характера освещения и погоды.

Находясь в одном и том же месте, в одно и то же время года, в одно и то же время суток, но с интервалом в год-два или больше, вы никогда не получите двух полностью идентичных фотографий. Причина этому — свет, который и делает картинку. В отличие от студийной техники съемки, когда стойки со светильниками можно регулировать, выстраивая световые схемы самостоятельно, свет в пейзажной съемке — фактор неуправляемый. А качество и характер природного света напрямую связаны с погодой.

Занимаясь пейзажной фотосъемкой, в первую очередь нужно сломать «бородатый» стереотип о том, что погода бывает плохой и хорошей. В действительности правильная формулировка такова: погода бывает разная, и все зависит от того, как ее «готовить». К слову, совершенно неудивительно, что автором слов известной песни «У природы нет плохой погоды» является режиссер Эльдар Рязанов — человек, профессия которого очень близка к фотографии.

В традиционном понимании «хорошая погода», когда в зените светит солнышко, а на небе — ни облачка, не так уж хороша для фотографа-пейзажиста. Дело в характере света, который в таких условиях всегда очень резок, при этом зачастую в воздухе стоит неприятная дымка, снижающая контраст и детали заднего плана, создавая в фотографиях некий грязноватый оттенок. Зато все становится гораздо интереснее, когда на небе появляются облака, которые рассеивают солнечный свет, делая его мягче. Смягченные тени и меньший перепад яркости облегчают выбор правильной экспозиции, и фотография становится приятней глазу. Однако не стоит забывать, что помимо своих утилитарных функций, облака в небе красивы сами по себе, и включать их в кадр нужно.

Если облаков на небе становится слишком много, они сливаются, превращаясь в сплошную пелену. Днем при такой погоде положение солнца на небе обычно угадывается, однако не редки случаи, когда плотность облачной завесы настолько велика, что все небо становится гигантским софтбоксом, у которого на протяжении дня лишь меняется интенсивность освещения, а о каком-либо направлении света даже речи не идет. В таком случае свет получается абсолютно рассеянным, при этом объекты ландшафта практически не отбрасывают теней. При такой погоде заниматься съемкой больших форм — занятие бесперспективное, посему лучше переключаться на фотографирование отдельных деталей пейзажа. К примеру, если вы заприметили камни или скалы интересной формы и фактуры, дождитесь пасмурного дня и снимайте крупные планы именно в такую погоду. Перепад яркости в кадре будет не очень большим, а это позволит хорошо проработать тени, которые попросту провалились бы в темноту на ярком солнце. Стоит поискать и какие-либо цветовые акценты, т.к. в пасмурную погоду яркие цвета на снимках получаются более насыщенными. Не забывайте также и о черно-белой съемке — в таких погодных условиях можно найти хорошие графические сюжеты.

Самой перспективной погодой для фотографа является, как ни странно, погода ненастная. Конечно же, во время дождя или снегопада заниматься фотосъемкой проблематично и не совсем приятно, и сами по себе осадки не представляют особый интерес. Однако в те моменты, когда дождь прекращается и грозовые тучи начинают терять свою плотность, то и дело в них возникают прорехи, через которые проникают солнечные лучи. Именно за этим светом фотографу стоит охотиться в первую очередь. Как правило, такие просветы длятся недолго. Когда ситуация со светом постоянно меняется, количество и качество снятых в такую погоду фотографий напрямую зависит от опыта фотографа и его уровня владения техникой. Следовательно, чем больше вы снимаете пейзаж, тем быстрее вы сможете реагировать на изменение света, и тем точнее сможете предсказывать развитие ситуации.

Собираясь в фотопутешествие, всегда следует ознакомиться прогноз погоды. Обращайте внимание не на погоду в какие-то конкретные, а на тенденцию ее изменения в период 5–7 дней. Если видна резкая смена погоды в определенный период времени, планируйте поездку именно на эти даты. Также не стоит смущаться осадков. Главное — не попасть в монотонную череду дождливых и пасмурных дней. А вот если солнечные дни постоянно чередуются с дождливыми, это хорошее время для съемки. Шансов поймать просветы в облаках будет больше, а значит, вероятность сделать удачный кадр будет возрастать.

Снимая в сложных световых условиях, когда часть кадра освещена ярким светом пробившихся сквозь облака лучей, а остальная область находится в тени тех же облаков, очень важно правильно и быстро определить верную экспозицию. Матричный замер современных зеркальных камер, скорее всего, определит освещенность сцены неверно, и теневые участки останутся непроработанными и минимально детализированными. Если съемка ведется на цифровую камеру, подобрать нужную коррекцию экспозиции можно экспериментальным путем, сделав несколько тестовых снимков с разными поправками, контролируя гистограмму, дабы не допустить пересветов. Еще один способ, который используется при работе с пленкой, заключается в точечном замере экспозиции по самой яркой области сцены.

Наиболее интересное освещение зачастую оказывается не по зубам цифровой матрице из-за ее недостаточного динамического диапазона. То же самое касается и слайдовой пленки, на которую зачастую снимают цветной пейзаж. Если вы видите, что одновременно проработать детали в тенях и не допустить пересвета на самых ярких участках кадра невозможно, нужно применить градиентный фильтр или при помощи функции «брекетинга» снять со штатива несколько дублей с разными экспозиционными поправками. Затем сделанные таким образом кадры можно собрать в одну фотографию при помощи технологии HDR.

Если в ходе фотопоездки вы все же попали в полосу плотной облачности, помимо макросъемки можно также заняться фотографированием рек или водопадов на длинной выдержке. Уровень освещенности в пасмурную погоду всегда невысок, а это позволит более комфортно контролировать степень распространения водных потоков. Более того, освещенность сцены будет более-менее равномерной и проблем с определением верной экспозиции не возникнет.

В солнечную погоду следует всегда контролировать угол падения солнечных лучей на те объекты, которые вы включаете в кадр. Избегайте света «в лоб», когда все тени остаются за объектами, делая сцену плоской. Также угол освещения влияет и на внешний вид облаков. Лучше всего свет прорисовывает тот участок, который находится под углом 180 градусов к солнцу, т. е. перед вами, если вы повернетесь к солнцу спиной. Не забывайте, что чем ближе к солнцу облака, тем менее детализированными они выглядят. Исходя из этого, старайтесь выбирать освещение под углом, что позволит одновременно и передать объем за счет теней, и не получить плоских и неконтрастных облаков.

Выбор правильной погоды во многом определяет, сколько впечатляющих, качественных фотографий вы привезете домой. И даже если синоптики предоставили неверный прогноз, и вы попали в неблагоприятную для фотосессии погоду, не стоит расстраиваться. Старайтесь не забывать, что именно лучше всего снимать в тех или иных условиях и делайте фотографии, а по возвращении хорошенько все проанализируйте, вспомните, какой был свет, в чем вы ошиблись во время съемки, а где поступили верно. Любая теория, любые советы принесут пользу только в том случае, если их испытывать на практике. И даже если вы промокли до нитки и продрогли в ожидании солнечного просвета, а буря даже не думает стихать, будьте терпеливы и ждите до последнего. Природа несомненно это оценит.

По материалам http://prophotos.ru

Наступний топік
Jordan Matter. Танцоры среди нас
Топіки по темі
FOG
nature in black and white
ХIII Національна бієнале Природа 2020
7 коментарів

Нові фотографії