Новини індустрії

«Пинхол...» или Фотографический бормотограф Игоря Брякилева, г. Киев

Все, наверное, помнят писателя Смекайло - персонажа из носовского “Незнайки”, который оставлял в гостях бормотограф - чемоданчик с звукозаписывающим устройством. Потом автор извинялся, забирал свой, как бы мы сказали теперь, диктофон и писал дома книги, вдохновляясь услышанными диалогами.

Игорь Брякилев также хочет поймать действительность в свой pin hole – буквально “дырочку, проколотую булавкой”. Он приходит в кафе, кладёт на стол какую-то коробочку, отклеивает пластырь и спокойно пьёт свой кофе, поджидая, пока реальность вливается в “игольное ушко”, отражаясь на спрятанной в коробке плёнке и как бы сама по себе становясь искусством. Вот оно чудо, мечта лентяя. Не нужно даже фотоаппарата, ведь, как известно, снимать можно даже коробкой из-под сапог или консервной банкой.

Но не всё так просто. Технология пинхола была описана английским учёным Дэвидом Бюстером ещё в 1850-х годах. Надо знать, какого размера дырочка, какое должно быть фокусное расстояние (от дырочки до плёнки), как долго экспонировать и массу других практических деталей. Надо разбираться в формуле Релея и эффекте Шварцшильда. Победивших вознаграждает живописность, бесконечная глубина резкости и абсолютная правильность перспективы, не искажённая никакими линзами.

В пинхоле также есть момент провокации, шпионажа, вуайеризма. Вот появляется человек ставит на пол, стол или на скамейку некий предмет, смотрит на часы. Очень похоже на террориста. Говорят, полиция не раз задерживала пинхолистов на стратегически важных объектах.

Главный жанр пинхолистов – натюрморт. Это из-за длинных выдержек. Ведь только “мёртвая натура” никуда не убежит. Всё это очень сближает в пинхоле два “Ф” – фотографию и философию. И сближает с ними обеими автора.


И. Брякилев
Фото Алексея Алексеева

В пинхольном проекте Брякилев показывает игрушки и интерьеры петербургских кафе. Игрушки – это о детстве, из которого мы все родом. К тому же они идеальные модели. В отличие от детей пить-есть не просят, никуда не убегают и могут позировать бесконечно долго (экспозиция может длиться около 8 часов). Что и требуется для пинхола. Вот возвышаются александрийским столпом бесконечно длинные кукольные ноги и маленький танк под ними. Очень даже гендерно. И тут заметно, что Питер постепенно засасывает автора. Фотографировать всякий копившийся годами в коммуналках жизненный материал – это очень по-питерски.

Кафе – также важная часть жизни петербуржцев. В этом они почти догоняют венцев, которые, как говорят, в кафе только что не спали, принимая гостей, получая почту и разговаривая по телефону. На грани исторических изменений, преобразовавших общество, кафе стали чётким отражением изменяющихся вкусов. Ушли в прошлое “Лягушатник”, “Кошка”, “Сайгон”. Но то, что пришло им на смену, тоже уходит. Поймать эту эстетику – задача летописца. В этом Брякилев приближается к “фотографическому историку” Карлу Булле, задокументировавшему жизнь Петербурга на грани прошлого и позапрошлого веков. С той разницей, что историзм здесь носит не буквальный, но более философичный и эстетский характер.

С 22 января по 4 февраля 2010 г.
«Пинхол в поисках ускользающей реальности»  или
Фотографический бормотограф Игоря Брякилева
Галерея «КАМЕРА»
г. Киев, ул. Прорезная, 22 (вход со двора)
Тел.: 044-279-50-70, 067-504-70-65
www.gallerycam.org

Нові фотографії