Секрети майстерності

ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI.

Некогда на пороге прощания с отрочеством мне уж очень пришлась по душе идея дегуманизации искусства, весьма доходчиво изложенная Хосе Ортега-и-Гассетом в одноименном эссе. Мне она показалась очень честной и справедливой в разрезе более менее адекватной оценки умения создавать художником нечто действительно художественно ценное и новое, параллельномирское, взывая при этом исключительно к чисто эстетическим чувствам зрителя, а не пытаясь задеть за плотское, и преподнося (в первую очередь себе самому) восторги почитателей, прельстившихся не столько художественным исполнением «шедевра», сколько антропоморфным наполнением, в качестве неопровержимого доказательства своего ВСЕСТОРОННЕГО таланта.

Ортега-и-Гассет все же больше писал о литературе, хотя сформулированные им наблюдения запросто ложатся на любой жанр искусства, в том числе и на фотографию.

Все чаще приходится быть свидетелем рукоплесканий фотографиям, в качестве аргумента шедевральности которых звучат умилённые или восторженные возгласы: «Ах какое милое дитя!», «Ах какой милый щенок», «Эффектная модель!», «Красивый парк! Где это?», «Какой несчастный бомж!», «Бедные бездомные дети!», «Какие у модели длинные ноги», «Оригинальный стиль одежды» и т.п. На самом же деле о фотографии (о ее художественности) в этих возгласах ни слова. Как и о заслугах фотографа. Впрочем, чего уж греха таить, в большинстве случаев это вполне справедливое «молчание». Хотя бывают и приятные исключения.

В первом случае фотографа совершенно не жалко, поскольку осознанный упор в его работах на подыгрывание потребностям зрителя в общепринятом красивом, слезоточивом — не более чем спекуляция, торговля эмоциями, но не искусством. Во втором же случае фотографа искренне жаль, ибо он прилагал столько умений и требовательности к своим работам с точки зрения композиции, света, сделал сотни дублей, чтобы словить нужную эмоцию, а зритель рукоплещет размерам груди, эффектному цвету волос или дорогой обивке дивана, на которой восседала модель. Та же ситуация и с пейзажами. Зритель входит в экстаз от мысли «как же повезло фотографу побывать в тех „необычных“ местах», а сам фотограф (кроме всего прочего) дорожит удачно найденной точкой съемки, что позволила уравновешенно распределить передний, средний и дальний планы, пастельностью тонов, глубиной кадра и т.д.

Я совсем не собираюсь утверждать, что нет зрителя способного дифференцировать и оценить по отдельности эмоциональную составляющую, с одной стороны, и дегуманизированную эстетичность, с другой. Но такое препарирование, думается мне, дается не легко совершенно всем.

Пленочные фотографии Степана (Yeti) Журавлёва могут послужить в этом деле неким тренажером для тех, кто стремится тренироваться, или же лакмусом для всех остальных. Практически голая эстетичность линий и оттенков оставляет равнодушным человеческое сердце, но несомненно радует глаз.

БОЛЬШЕ РАБОТ Yeti http://www.flickr.com/photos/4371/

ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI. ОБНАЖЕННАЯ ЭСТЕТИЧНОСТЬ В РАБОТАХ НЕ ЧЕЛОВЕКА, НО YETI.
Попередній топік
Дюны Йонаса Кальвялиса
Топіки по темі
Сканирование 135/120 на Nikon CoolScan 9000ED, Киев
Любитель пленки — фотограф Eliot Lee Hazel
Портретные снимки фотографа Eliot Lee Hazel
1 коментар
  • Надежда Терёхина
    Надежда Терёхина 18 лютого '13, 14:00 +1
    Ломо, мультики, пленка, цыфра - все в цене) Эксперименты, исследование, поиск нового рождает творческое вдохновение, а как следствие и шедевры)
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії