Секрети майстерності

Мой приятель,фотограф Михаил Левит

Фото: Михаил Левит

Разговаривать с чудесным фотоволшебником Мишей Левитом — сплошное удовольствие. То, что Миша волшебник, известно не мне одной, а многим — тем, кто видел, видит и полюбил его работы. А не полюбить их невозможно, потому что, с одной стороны, они абсолютно узнаваемы и, встречаясь с ними, радуешься им, как старым друзьям-знакомым, а с другой стороны, — даже узнавая их, всегда удивляешься какому-то новому волшебству, найденному Мишей в этой его фотокартине.



Я намеренно говорю «фотоволшебник». Когда-то о Михаиле Левите писали «фотохудожник», но мне кажется, что он давно уже перерос это звание. Волшебство его фоторабот и в удивительной искренности, и в удивительной верности темам, которым он не изменяет. Миша уже много лет снимает одно и то же — любимый им Иерусалим, любимых им стариков, и удивительную природу вокруг себя, открывая все время что-то новое и даря это своим зрителям. В этом, собственно, я и вижу его волшебство.
Рассказывает Миша обо всем сразу, не давая задавать себе вопросов. Ему дороги все, что было связано с его работой на Украине, когда в его родной город Черкассы приезжали заезжие столичные гастролеры. Он любит снимать красивых и талантливых людей, а в советские времена — особая популярность приходила к эстрадным артистам.

Так Левит снимал почти всех эстрадных артистов и певцов: «У меня до сих пор хранится коллекция моих работ с автографами на них Клавдии Шульженко, Эдиты Пьехи, Сергея Захарова, Гюли Чохелли, Ксении Георгиади, мне удалось снять Софию Ротару, когда она была очень больна, снимал я и знаменитые „дуэты“ — Ильченко с Карцевым и Тарапуньку со Штепселем...»

— И что — все соглашались сниматься?
— А я почти никогда не спрашивал у них разрешения. Однажды в наш город приехал великий танцор Эсамбаев, и я снял финал его танца, когда он удивительным жестом подбирает плащ, и весь он вместе с этим плащом вытянуты в одну необыкновенную линию танца... Потрясающий снимок...

— Миша, ты хвастаешься...
— Да нет, я не для позадаваться... Через год, приезжает Эсамбаев еще раз, я показываю ему снимок и робко так спрашиваю его: «Ну, как вам?» А я прорвался через толпу поклонников, его свиту, все смотрят на меня и на него удивленно — кто это такой? А Эсамбаев посмотрел на фото, застыл, а потом неожиданно во весь голос заорал: «Охренительно!» (Танцор использовал выражение гораздо более сильное, но из цензурных соображений, оно не приводится в этом тексте, — прим. М. К.) После этого он мне немедленно заказал свою афишу с этим снимком. Сделать я ее должен был за один день, назавтра он уезжал. И заплатил целых 10 рублей, тогда это были очень приличные деньги. Потом афишу мне заказал Хиль...

— Как же тебе все-таки удавалось снимать их таким крупным планом?
— Я обычно стоял за кулисами и ловил момент, иногда мне везло. Как-то во время выступления у Хазанова выключился микрофон, и он, чтобы отвлечь зал, повернулся в мою сторону и сказал: «А вот тут как раз стоит фотограф, пока микрофон не работает, я немножко ему попозирую ...». А вот с певцом Леонтьевым была совсем другая история. Он категорически не хотел сниматься после концерта. Его костюмерша и, по-видимому, очень преданная ему просто как цербер стояла и никого не пропускала к нему в гримуборную. Но я дождался, когда он, совершенно измученный возвращался со сцены и попросил его позволить мне его сфотографировать. Он очень резко мне отказал, говорит, нет, я не позирую... И тогда я ему тоже очень резко сказал: «Знаешь что? Мне сто лет не нужно тебя снимать, но вот у тебя есть работа и — представь себе, — у меня — тоже. Так не мешай работать — помоги. И он так удивился, с ним, наверно, никто так не говорил. Он только попросил разрешения умыться... Потом пришел и спросил, как я хочу его снять, я попросил его спеть буквально один куплет, чтобы было все по-настоящему. Он спел. Потом этот кадр много раз ходил по выставкам...»

Я не успеваю Мишу спросить про его награды, при всей своей любви к разговорам, он действительно рассказывает не для того, чтобы «позадаваться». А похвастаться ему есть чем: в 1969 году он занял второе место на международной выставке в Польше («Я вообще-то ниже второго места никогда не спускался», — как бы между делом заметил он.) В 80-90-е годы у него были персональные выставки в Украине, в США («целых два года возили мою выставку по Америке, не хотели закрывать»...). Не успел Левит приехать в Израиль, как у него состоялась персональная выставка в Иерусалиме (в 1993 году, за год до репатриации) и в Тель-Авиве — в 1999 году, спустя несколько лет после приезда в страну. В 1998 году он получил один из очень престижных призов Международной Федерации Фотоискусства (FIAP). Его фотографии выставлялись в Румынии, Чехии, Германии, Франции, Англии, Сингапуре. Начиная с 2000-го года — персональные выставки — в Москве, Ташкенте, Баку...

«Я был в этом году в Москве неделю и провел там мастер-класс и встречу с фотографами, которая была запланирована всего на 3 часа, а продолжалась больше 5-ти...»

Способность фотографа Левита чувствовать нить сюжета удивительна: он без всякого перехода и намека с моей стороны начинает рассказывать о своей жизни в Израиле, о том, как приехал: «Сначала уехала моя старшая дочь — Марина, она приехала в Израиль сразу после войны в Заливе, в 1991 году. Очень быстро освоила иврит, ее взяли работать переводчицей, и в свой первый отпуск, она приехала домой. Я решил дать ей свои снимки, говорю: покажи, может, сделаем в Израиле выставку... Она уехала и буквально через неделю звонит и рассказывает, что снимки ужасно понравились, и муниципалитет Иерусалима устраивает мне персональную выставку...»

С этого момента Левит влюбился. Он пошел гулять в Старый город и понял, что без этого города он жить не сможет:
«В 93 году я пошел гулять в Старый город, вдохнул запахи кожи и кофе и понял: я же тут был! это ж мое место! По сей день днем и ночью со штативом и без, в любое время — я обязательно должен побывать в Старом городе Иерусалима...»



И, предваряя мой вопрос о том, какие свои снимки он считает уникальными, — продолжает: «У меня же есть уникальные снимки Котеля. Ведь у Стены Плача всегда кто-то есть, всегда есть молящиеся, но дважды я снимал, когда там никого не было — это было днем, когда арабы начинали бросать камни, и меньше чем за минуту полиция эвакуировала всех, кто был у Стены, а я — вот он! И я снимал — так получились удивительные портреты Стены Плача — Котеля, без людей...»

И опять Левит не дает задать мне вопрос о том, кого он считает своим учителем, а просто рассказывает мне о своем тезке — тоже фотографе — Леониде Левите, к которому он пошел учиться, чтобы узнать секреты светотени. «У меня не получалось белое на белом или черное на черном — все сливалось, он заставлял меня снимать, например, только руки, потом — только головы. Однажды я целый день лазил по колокольням — снимал Киевскую Лавру, а потом мы садились с ним (с другим Левитом, — прим. М. К.) и проверяли снимки: я должен был сам найти все противоречия, я должен был начать чувствовать свет... На самом деле научиться этому невозможно... Это надо пропустить через себя...

Сегодня Миша Левит может повторить вслед за великим Микеланджело, который брал кусок мрамора и отсекал все ненужное: «Я беру свет и тень — все черное, а потом я начинаю отсекать и убираю тень, или наоборот — добавляю тень, — и так рождается картина...»

Он сравнивает искусство фотографии с исполнительским искусством пианиста: «На знаменитый конкурс Чайковского приезжают лучшие из лучших, но все равно — только кто-то один станет призером... И этот единственный, он в момент исполнения Чайковского становится Чайковским или в момент исполнения Моцарта — сам Моцарт, понимаешь меня?» — спрашивает меня волшебник Левит.
Пропустить через себя, понять все до сути... Так он открыл для себя Иерусалим, но оказывается «открыть для себя» — недостаточно, недостаточно и «пропустить через себя». Надо еще, чтобы и он — Иерусалим — принял тебя. «Мне одна женщина, тоже фотограф как-то сказала: Иерусалим тебя принял... Для меня это очень важно...»

Наконец, Миша, следуя законам жанра — а по сюжету должно произойти что-то драматическое, — удивляет меня: «Мой главный герой — Иерусалим. Мне неинтересен Израиль — я родился в Иерусалиме, я здесь был много веков. Для меня Иерусалим — это Старый город. Здесь соединились три религии, вся история человечества творилась здесь. Я боюсь Тель-Авива и, хотя я хороший водитель, я всегда запутываюсь на дороге в Тель-Авиве... А Старый город — он же многоярусный, огромные лестницы, ведущие куда-то наверх, а там наверху — другие улицы... Там несколько пластов, и я до сих пор открываю их для себя...»

Правда, Миша признается, что и о современном Иерусалиме он узнает много нового. «Оказывается в Иерусалиме 166 районов! — восклицает он. — Мне предложили для брошюры иерусалимской мэрии поснимать (альбом „Шхунот шель Йерушалаим“ — „Кварталы Иерусалима“ — прим. М. К.), и я снимал только в 42-х районах, но сколько же нового я узнал!»

Я все же успеваю задать Мише вопрос о его «творческих планах», — Ты не поверишь — мои планы: снимать, — смеется он. — Скоро пойду в Старый город, пойду снимать, когда облака появятся... Мне обещали разрешить снимать с балкона отреставрированной синагоги Хурве..."

Способ, которым снимает своих героев Левит, можно было бы назвать «скрытой камерой», если бы не было известно о том, что он «снимает руками». В одном из своих интервью, он признался Миле Карасевой (интервью 2004 года), что ему необязательно смотреть в глазок камеры. И сегодня он повторяет: «Я снимаю с маленького расстояния, но я не поднимаю фотоаппарат, руками снимаю, а не глазами. Я не поднимаю аппарат к глазам. Я готов к съемке всегда: палец на спусковом крючке, на долю секунды, я жду, когда мой герой посмотрит на меня, и вот я уже его заснял... Я снимаю не глядя... Я хожу по улицам Старого города и вижу: это „мое лицо“, я должен его снять...»



Как всегда, Левит не спрашивает ни у кого разрешения, он подходит, начинает разговаривать с человеком, просит разрешить его сфотографировать, и пока он «заговаривает зубы» — герой уже сфотографирован, а его глаза — всегда в самом центре. «У меня почти 90%-ное попадание», — признается Левит.

Но волшебник потому и волшебник, что не может не создавать волшебные вещи. В конце концов, Миша признается мне, что увлекся особой техникой — он делает нечто вроде калейдоскоповских картинок «Это называется «мандалла», — рассказывает он.



В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг и т. д. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. А вот Левит решил это повторить в фотографии. И получилось волшебно!





Хочется только добавить, что волшебник Михаил Левит еще и потому, что свою радость открытий, свою любовь к Иерусалиму, свое сострадание к боли и понимание радости человека верующего (см. серию «Это я. Господи, это я...»), свою любовь к старикам, — он дарит так щедро, так свободно, как может это делать только настоящий волшебник.

Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит Мой приятель,фотограф Михаил Левит
Топіки по темі
Ретроспектива (мои работы), 80-е годы.
Предлагаю услуги фотографа и видеографа в Москве и московской области.
Грузинский роман
5 коментарів
  • Настя
    Настя 8 квітня '13, 12:16 +3
    Интересные портреты.А почему Вы пишете от женского лица?
  • Юрий Васильев
    Юрий Васильев 15 жовтня '13, 18:43 0
    Я поместил подборку одной женщины, я её не знаю, а Миша мой давний приятель.
  • Владимир Козюк
    Владимир Козюк 11 квітня '13, 9:15 0
    Достойно!
  • Аня
    Аня 11 квітня '13, 9:39 +4
    автор статьи http://www.zman.com/news/2011/09/25/110716.ht...
    Автор: Марина Концевая
  • Юрий Васильев
    Юрий Васильев 15 жовтня '13, 18:45 0
    Совершенно верно, а Мишу я знаю с 1975 года, он жил в Черкассах и многие снимки сделаны тут.
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії