Секрети майстерності

Классики жанра. Александр Родченко

Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино Александр Михайлович Родченко родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге в семье театрального бутафора и прачки.

В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 Александр окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911–1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился со своей будущей супругой Варварой Степановой.

Молодой художник относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.

В конце 1919 Родченко вступил в общество «Живскульптарх», а в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920–1930 он преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры. Участвовал в группах «Леф» и «Реф» (1923–1930), был художником журналов «Леф» и «Новый Леф», членом «Объединения современных архитекторов».

В 1924 начал заниматься фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из «Лефа» (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий в журнале «Советское кино». Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъёмки.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Родченко был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». В тот же период работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927–1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929). Продолжал занятия живописью в 1930—1940-е годы. С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и др.

А. Родченко применил фотомонтаж для иллюстрирования книг («Про это» В. Маяковского). В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, перешел к выполнению пропагандистских государственных задач: оформил много номеров журнала «СССР на стройке», в 1933 году участвовал в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где сделал большую серию репортажных снимков. В 1938–1940 годах фотографировал артистов цирка, а позже вернулся к живописи. Скончался Александр Родченко 3 декабря 1956 года в Москве.

Попередній топік
ОбъективНО о женщинах
Топіки по темі
Зимняя столица СССР 1959 года через объектив фотографа Carl Mydans (часть 2)
Запрещенные в СССР фотографии (18+)
Люди Великой Эпохи
Фотографии Семёна Фридлянда
Фотограф Владимир Соколаев, запечатлевший эпоху социализма
Школа СССР
7 коментарів
  • Печкин
    Печкин 17 січня '11, 22:17 +1
    Господи, я представляю,что Его тут ждало бы.На сайте.Как "новые хватографы" хаяли б за пересветы,провалы.композицию...
  • Максим Чичинский
    Максим Чичинский 18 січня '11, 0:10 0
    только хотел тоже самое написать,что и Печкин)

    у нас бы большинство фотографий не набрало и 20 баллов
  • Печкин
    Печкин 18 січня '11, 11:26 0
    Комментарий удалён.
  • Паша Чуйко
    Паша Чуйко 18 січня '11, 13:01 0
    фотографія зі збитою людиною виглядає ледь не постановочною. ситуація позачасова. емоційне наповнення перважило б і завал горизонту й інші претензії фотографів-педантів в будь-які часи.
  • Голубцов Андрій
    Голубцов Андрій 18 січня '11, 23:47 0
    в таких постатях дуже подобається їх різнобічність, і що про нього все ж не забувають.
  • Александр [Прорицатель] Кавун
    Нравится его фотография молодого патлатого Маяковского с трубкой
  • Юрий Братусь
    Юрий Братусь 20 січня '11, 11:41 0
    А не рановато ли нам, братцы, обсуждать и критиковать классиков. Надо смотрить и стремиться, но через призму времени
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії