Секрети майстерності

Как правильно снимать отражения в воде

Отражения в воде — один из самых распространенных сюжетов, с которых начинают фотолюбители. Это занятие примечательно тем, что позволяет взглянуть на привычные объекты под новым углом, в их перевернутом состоянии.

В повседневной жизни, спеша по улице по своим делам, мы стараемся обходить лужи, чтобы не промочить ноги, не задумываясь, автоматически перешагиваем маленькие зеркальца потусторонних интерпретаций нашего мира. А прогуливаясь вдоль берега реки, увлеченные разговором или погруженные в размышления, редко акцентируем внимание на отражениях в речной глади. Для того чтобы увидеть, необходимо остановиться и включить фотографическое видение, обычно находящееся в состоянии покоя.

Отражения в воде не были бы такими благодатными для фотографов объектами, если бы вода была похожа на простое зеркало, отражающее все, как есть. Поверхность воды почти никогда не бывает идеально гладкой — рябь от небольшого ветерка, волны от проплывающей лодки искажают отражение, создавая некую абстракцию и позволяя фотографу проявить свои творческие способности. Нет ничего сложного в том, чтобы делать интересные снимки отражений, надо лишь помнить основные правила, которые помогут избежать ошибок.

Первое правило заключается в том, что выбирать следует контрастные объекты. Размытое отражение оттолкнет зрителя своей невразумительностью. Объекты должны быть хорошо освещены или просто иметь четкий контур. Из этого следует, что такие сюжеты лучше всего снимать в солнечную погоду. Например, за счет яркого бокового освещения деревья, берег реки и здания можно рассмотреть в деталях, так же как и их отражение в водной глади.

Второе правило: следует учитывать, что чем острее угол, под которым вы наблюдаете поверхность воды, тем меньше вы видите то, что находится под ее поверхностью, и больше — то, что в ней отражается. Т.е. более яркие и контрастные отражения лучше видны под небольшим углом.

Третье правило носит композиционный характер. Если на вашем снимке нет ничего, кроме отражения, он воспринимается как некачественное изображение объекта, расположенного вверх ногами. А если еще и перевернуть фотографию, она станет еще менее интересной. Поэтому надо помнить общий принцип компоновки кадра: зрителю должно быть понятно, что он видит, иначе картинка будет восприниматься вовсе не так, как вам хотелось бы. Другими словами, включайте в кадр какие-то подсказки, позволяющие понять, что это именно отражение, а не что-то другое. Такими подсказками могут быть и сам объект, который отражается в воде, и линия берега, и что-то плывущее по воде.

Кроме того, обращайте внимание на плавающий в воде мусор, которым, изобилуют городские водоемы. Он может быть незаметен в небольшой видоискатель камеры, но при разглядывании готового снимка однозначно испортит впечатление. Не стоит включать его в кадр, если ваша цель — передать настроение теплого летнего вечера, а не сделать снимок на тему проблем городской экологии.

К примеру, вы решили снять красивое отражение домов или деревьев в озере, т.е. пейзаж с отражением. И именно отражение является одним из элементов композиции вашего снимка. посему необходимо строить композицию так, как если бы отражение было материальным объектом, наряду со всем остальным в кадре. Нужно решить, будет ли отражение важным элементом вашего снимка или всего лишь дополнением.

Простой способ акцентировать внимание на отражении или объектах заключается в расположении соответствующим образом линии воды в кадре. Речь идет об эффективном кадрировании элементов снимка.

Если в кадр полностью включены и сам объект, и его отражение, получается двойное изображение, симметричное относительно кромки воды. Данный эффект будет тем сильнее, чем большую площадь объекта с его отражением будут захвачены в кадр. Такие кадры хорошо снимать в безветренную солнечную погоду.

Важным параметром для съемки воды вообще и отражений в частности является выдержка экспозиции. Если вы снимаете с короткой выдержкой порядка сотых и тысячных долей секунды, получается резкий рисунок отражения с четкой фактурой ряби на воде. Если же вы используете длинную выдержку — до нескольких секунд и больше — то волнение воды размоет контуры отражений, отдельные волны будут неразличимы, а само отражение примет нереальный, сказочный вид.

И все же не ограничивайте себя одними лишь общими планами. Не менее интересны блики в неспокойной воде, снятые крупным планом. Небольшие волны от проплывающего судна или легкого ветра искажают отражение до неузнаваемости, позволяя делать графичные снимки. Для съемки таких фотографий понадобится телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200–300 мм. Можно использовать и более короткое фокусное расстояние, но тогда придется приблизиться к поверхности воды до метра или даже меньше. Не забывайте, что следует направлять объектив под малым углом к поверхности воды.

Если вы снимаете телеобъективом без штатива, придется установить очень короткую выдержку. Следовательно, наличие яркого освещения становится не просто желательным, но и необходимым условием. Где можно найти подходящие объекты для подобных отражений? Это все крупное и яркое, что плавает вблизи берега или находится в непосредственной близости: суда, мосты, конструкции причалов и набережных, здания и т.д. Чем ярче, красочнее объект, чем лучше он освещен, тем интереснее получаются блики на воде.

При съемке таких бликов есть одна особенность: несмотря на небольшую скорость перемещения волн, блики движутся очень быстро относительно масштаба изображения, который дает телеобъектив. И если вы хотите, чтобы они получились на снимке резкими, потребуется установить достаточно короткую выдержку. Можно и наоборот — использовать длительную выдержку как художественный прием для придания фотографии более абстрактного вида.

В заключение пару слов об обработке фотографий с отражениями. Поскольку нам требуется выявить отражения, сделать их насыщенными, контрастными, обработка таких снимков сводится к повышению контраста и резкости, а также усилению цвета. Подробные рекомендации не являются универсальными: все зависит от того, что именно изображено на снимке. Как правило, нужный эффект дает индивидуальное усиление отдельных цветов фотографии (например, синего, что делает отражение неба более ярким).

По материалам http://prophotos.ru

Попередній топік
невідповідність фотографій
Наступний топік
Упразднение категорий
Топіки по темі
XII Національна бієнале Природа 2018
FOG
nature in black and white
ХIII Національна бієнале Природа 2020
Недорогой пейзажник под Nikon
р. Тетерів

Нові фотографії