Марио Джакомелли, итальянский фотограф, который умел видеть среди людей Человека, среди времени Момент, среди недостатков красоту. Итальянцы снимают по-особому. Джакомелли ни разу в своей жизни не шел на поводу, ни у искусства, ни у техники, ни у общественного мнения. В то время, когда в людях назревала агрессия, он не пугался и не начинал фотографировать “цветочки”, он продолжал снимать человека таким, какой он есть, с его внутренней природой и психологией. Только благодаря таким фотографам мы можем по-настоящему перенестись во времени, почувствовать то же самое, что чувствовал фотограф в момент щелчка затвора. Это не просто телепатия, это истина. Я не смог сделать правильную краткую подборку фотографий, лучше долго смотреть официальный сайт: MARIO GIACOMELLI OFFICIAL WEB SITE Это был 70-летний человек, окруженный аурой фотографа мирового значения, живущий в маленьком городишке, но не Пикассо со своими разочарованиями относительно плохих продаж, крайне скромный, печальный, наивный, не склонный к интеллектуальным разговорам и поискам в своем творчестве каких-то там психологических символов и значений. Безусловно, в том, что люди, встречающие его просто так на улице здоровались с ним и говорили “маэстро” была признательность, значимость, этакий весомый статус, но чувствовалось, насколько этот человек чувствует свою непонятость, непринятость обществом среди всей этой, по его мнению, мишуры. Джакомелли появился в фотографии как настоящий романтик, художник-отшельник, наблюдающий самобытную красоту отдаленных районов центральной Италии с высокими холмами и песчаными пляжами, неповторимым лунным светом на цветочных полях. Эти снимки — не техника, это не пейзаж, а, скорее, видение природы сквозь личную эстетику фотографа. Трудно сказать здесь в нескольких словах, в формате блога, что значила фигура Джакомелли для итальянской фотографии и для фотографии вообще. Так и не написано ни одной всеобъемлющей книги о его творчестве, а его работы рассеяны по архивам и частным собраниям всего мира, что не позволяет изучить его творчество целиком. Джакомелли всегда был нелюдимым отшельником, возможно это и есть причина того, что его работы считаются сумасбродными и часто не принимаются всерьез. Джакомелли невозможно рассматривать в рамках одного дискурса, одной эры, одной эстетики. В начале своей карьеры, в 1953 году, Марио Джакомелли присоединился к итальянской фото группе “Misa” под руководством Джузеппе Кавалли (Giuseppe Cavalli). Это были формалисты-эксперементаторы в социально-политической области. Период итальянского неореализма, с его первыми фото-журналистами, снимающими послевоенную Италию и провинциальную жизнь, с работами Пола Стрэнда (Paul Strand) из деревеньки Луззара (Luzzara), очень резонансными для итальянского фотоискусства. Живущий на периферии и вскоре ставший независимым от разнообразных групп и формалистских дебатов, Джакомелли выбрал изображение человеческого страдания через социальные документы, к которым он имел доступ, работая в хосписе Сенигаллии: изображение прогрессирующей отчужденности людей преклонного возраста. На мой взгляд, именно работы, сделанные им в Лурдесе (Lourdes) (1957-59), а также на местной бойне (1961) наиболее сильно характеризуют художественный характер Джакомелли. Его невероятно красивые ландшафтные фото, знаменитые серии со священнослужителями (интересно, почему, кстати, именно эти серии наиболее популярны) и фотографии крестьян, работающих в поле, выражают личные взаимоотношения с природой как с неким женским началом, матерью, метафизической сущностью, которая рождает и приносит в жертву нечто всеобъемлющее, невидимое и иллюзорное. Не случайно Джакомелли вдохновляли два итальянских поэта: романтик XIX века Джакомо Леопарди (Giacomo Leopardi), земляк фотографа, и Евгенио Монтале (Eugenio Montale) — послевоенный экзистенционалист. И Леопарди, и Монтале (великие итальянские поэты) писали о природе как о вызове, иллюзии, окне в поле вопросов, на которых нет ответа. Можно вполне сказать, что к ним присоединился и поэтический талант Марио Джакомелли. Это был человек, который говорил о фотографиях как о шрамах, которые открываются или закрываются в процессе самопознания. Человек, для которого фотокамера была средством посмотреть в лицо собственным страхам. Человек, который умел превращать воспоминания в снимки. Джакомелли — алхимик, у которого получилось дать бессмертие своим фотографиям, но забывший о себе. Сегодня, в наше противоречивое время, шрамы, о которых говорил Джакомелли не зажили, и каждый из нас должен найти в себе мужество примерить их на себя. Текст: Мария Антуанелла Пелиццари (Maria Antonella Pelizzari), куратор фотографии в Канадском архитектурном центре Монреаля, 1995 г.
Теги:
Италия, неореализм.
3 коментаря
|
|
photographers.ua, 2024
Всі фотографії є власністю їх авторів.
|
Електронна скринька: webmaster@photographers.ua | |||
|
|