Секрети майстерності

Италия Mario Giacomelli

Марио Джакомелли, итальянский фотограф, который умел видеть среди людей Человека, среди времени Момент, среди недостатков красоту. Итальянцы снимают по-особому. Mario Giacomelli in una fotografia di Paolo MengucciДжакомелли ни разу в своей жизни не шел на поводу, ни у искусства, ни у техники, ни у общественного мнения. В то время, когда в людях назревала агрессия, он не пугался и не начинал фотографировать “цветочки”, он продолжал снимать человека таким, какой он есть, с его внутренней природой и психологией. Только благодаря таким фотографам мы можем по-настоящему перенестись во времени, почувствовать то же самое, что чувствовал фотограф в момент щелчка затвора. Это не просто телепатия, это истина.

Я не смог сделать правильную краткую подборку фотографий, лучше долго смотреть официальный сайт:

MARIO GIACOMELLI OFFICIAL WEB SITE

Это был 70-летний человек, окруженный аурой фотографа мирового значения, живущий в маленьком городишке, но не Пикассо со своими разочарованиями относительно плохих продаж, крайне скромный, печальный, наивный, не склонный к интеллектуальным разговорам и поискам в своем творчестве каких-то там психологических символов и значений. Безусловно, в том, что люди, встречающие его просто так на улице здоровались с ним и говорили “маэстро” была признательность, значимость, этакий весомый статус, но чувствовалось, насколько этот человек чувствует свою непонятость, непринятость обществом среди всей этой, по его мнению, мишуры.

Джакомелли появился в фотографии как настоящий романтик, художник-отшельник, наблюдающий самобытную красоту отдаленных районов центральной Италии с высокими холмами и песчаными пляжами, неповторимым лунным светом на цветочных полях. Эти снимки — не техника, это не пейзаж, а, скорее, видение природы сквозь личную эстетику фотографа.

Трудно сказать здесь в нескольких словах, в формате блога, что значила фигура Джакомелли для итальянской фотографии и для фотографии вообще. Так и не написано ни одной всеобъемлющей книги о его творчестве, а его работы рассеяны по архивам и частным собраниям всего мира, что не позволяет изучить его творчество целиком. Джакомелли всегда был нелюдимым отшельником, возможно это и есть причина того, что его работы считаются сумасбродными и часто не принимаются всерьез. Джакомелли невозможно рассматривать в рамках одного дискурса, одной эры, одной эстетики.

В начале своей карьеры, в 1953 году, Марио Джакомелли присоединился к итальянской фото группе “Misa” под руководством Джузеппе Кавалли (Giuseppe Cavalli). Это были формалисты-эксперементаторы в социально-политической области. Период итальянского неореализма, с его первыми фото-журналистами, снимающими послевоенную Италию и провинциальную жизнь, с работами Пола Стрэнда (Paul Strand) из деревеньки Луззара (Luzzara), очень резонансными для итальянского фотоискусства. Живущий на периферии и вскоре ставший независимым от разнообразных групп и формалистских дебатов, Джакомелли выбрал изображение человеческого страдания через социальные документы, к которым он имел доступ, работая в хосписе Сенигаллии: изображение прогрессирующей отчужденности людей преклонного возраста. На мой взгляд, именно работы, сделанные им в Лурдесе (Lourdes) (1957-59), а также на местной бойне (1961) наиболее сильно характеризуют художественный характер Джакомелли. Его невероятно красивые ландшафтные фото, знаменитые серии со священнослужителями (интересно, почему, кстати, именно эти серии наиболее популярны) и фотографии крестьян, работающих в поле, выражают личные взаимоотношения с природой как с неким женским началом, матерью, метафизической сущностью, которая рождает и приносит в жертву нечто всеобъемлющее, невидимое и иллюзорное. Не случайно Джакомелли вдохновляли два итальянских поэта: романтик XIX века Джакомо Леопарди (Giacomo Leopardi), земляк фотографа, и Евгенио Монтале (Eugenio Montale) — послевоенный экзистенционалист. И Леопарди, и Монтале (великие итальянские поэты) писали о природе как о вызове, иллюзии, окне в поле вопросов, на которых нет ответа. Можно вполне сказать, что к ним присоединился и поэтический талант Марио Джакомелли.

Это был человек, который говорил о фотографиях как о шрамах, которые открываются или закрываются в процессе самопознания. Человек, для которого фотокамера была средством посмотреть в лицо собственным страхам. Человек, который умел превращать воспоминания в снимки. Джакомелли — алхимик, у которого получилось дать бессмертие своим фотографиям, но забывший о себе. Сегодня, в наше противоречивое время, шрамы, о которых говорил Джакомелли не зажили, и каждый из нас должен найти в себе мужество примерить их на себя.

Текст: Мария Антуанелла Пелиццари (Maria Antonella Pelizzari), куратор фотографии в Канадском архитектурном центре Монреаля, 1995 г.

Италия Mario Giacomelli Италия Mario Giacomelli Италия Mario Giacomelli Италия Mario Giacomelli
Наступний топік
Фотограф Andreas Andé
Топіки по темі
Италия глазами Стива МакКарри
Итальянцы в объективе фотографа Giancarlo Rado
Восхитительная Италия
3 коментаря
  • Svetlana Korolyova
    Svetlana Korolyova 6 червня '14, 19:36 +1
    спасибо! очень интересный и познавательный топик, хотя, боюсь, мало кто прочтёт текст
  • Alexey Lysenko
    Alexey Lysenko 7 червня '14, 14:52 +1
    да, Маэстро! Спасибо за топик, невероятно трогающие работы.
  • Муха Наталия
    Муха Наталия 8 червня '14, 11:39 +1
    спасибо, отлично все!
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії