Новини індустрії

Фотовыставка «GOTHAM CITY», г. Москва

Проект «Gotham City» Антонио Хирбеса (род. в 1952) — первая в Москве персональная выставка известного испанского фотографа, непременного экспонента крупнейших международных арт-ярмарок, участника 1-й биеннале современного искусства в Валенсии (2001) в ее разделе «Тело искусства», который курировал легендарный итальянский критик Акилле Бонито Олива, бывшего ассистента классика фэшн-фотографии американца Хорста П. Хорста, с работы у которого в Париже началась карьера Хирбеса в начале 80-х. Впрочем, непосредственно к художественному творчеству он перешел только в 1990г., до этого объездив весь мир, работая для прессы. Этот переход был решительным и сразу замечен в профессиональной художественной среде.

Серия огромных цветных сибахромов с эстетскими композициями из ярких живых и сухих цветов на расплывчато-мрачном фоне поражала своей декадентской метафизикой, далекой от сиюминутности прежних фоторепортажей. Даже свою собственную жизнь Хирбес стал выстраивать по законам искусства: цветы выращивал в собственном саду, а если не хватало — по-фетишистски воровал в парках и оранжереях. Он практиковал образ утонченного маньяка-эстета, бесконечно множа «цветочные» серии и не боясь обвинений в занудности и монотонности. «Я не гонюсь за оригинальностью, добытой любой ценой; еще меньше в мои намерения входит ублажать публику шедеврами», — говорил этот беглец, тем не менее отлично овладевший новыми технологиями и не боявшийся компьютерных экспериментов.

Финал этого первого этапа творчества Антонио Хирбеса вышел соответствующим. Однажды на него набросился сумасшедший с топором, намереваясь отрубить фотографу голову точно так же, как тот отрезает цветочные стебли. После чего с «растительной» темой было покончено, а сад продан. Но мотив «гильотирования» остался. Снимая по заказу Австрийского археологического института раскопки в древнем Эфесе, он оказался свидетелем обнаружения головы античной статуи и воспринял это как мистический жест, указывающий новое направление в его искусстве. Так возникла черно-белая серия с сильно трансформированными компьютером изображениями загадочных голов — это могли быть и реальные люди, и мраморные скульптуры, и восковые муляжи, и даже Мона Лиза. «Я перестал срезать цветы и начал рубить головы», — мрачно шутил Хирбес. Но мизантропия Хирбеса и его стремление к надмирной красоте оказались столь сильны, что даже безжизненные головы-объекты оказались для него «слишком человеческими».

И с начала 2000-х годов он работает над «архитектурными» циклами. Будь это еще не потерявшие связи с реальностью, но абсолютно безлюдные и фантастические урбанистические виды под названием «Где-то нигде» (пригодился все же опыт фотожурналиста!), уже практически неопознаваемые фрагменты зданий, из которых автор «выклеивает» квадратные узорчатые коврики («Запретный город») или, наконец, новый проект «Gotham City», демонстрируемый ныне «Айдан галереей».

Gotham City, как известно - место действия киноэпопеи про Бэтмана, но, зная эстетику и философию Хирбеса, не стоит искать тут иллюстративности и конкретных аллюзий. Из каких-то металлических покрытий, балок, замков и особняков, урбанистического кошмара и архитектурных свидетельств роскоши, равных в своей неразличимости, возникают поразительные по красоте и техническому исполнению абсурдные коллажи. Кажется, что художник, совершенно не реагируя на окружающих, самозабвенно выкладывает один бесконечный пазл без начала и конца, хоть и разделенный на конкретные фрагменты-работы. Так ребенок вертит игрушку-калейдоскоп, вглядываясь в неисчислимые узоры-конфигурации, рождаемые в магическом пространстве малюсенькой трубы-тьюба, хотя мама давно зовет его обедать. Когда-то Хирбес раскладывал цветочные гербарии, умертвляя живую природу. Теперь он препарирует город, даруя ему нездешнюю красоту. Хотя трудно уже сказать, было ли городом то, что в итоге стало виртуальным «Gotham City».

Чтобы нагляднее объяснить, чем занимается сегодня Хирбес, знатокам отечественного современного искусства можно напомнить о коллажах Ильи Пиганова, тоже знатного эстета. Но те рукодельные вещи вызваны волей к классике, авторским пассеизмом. Здесь же мы имеем дело с футурологией, красотой будущего, декоративно-прикладным искусством еще неведомой эпохи. Она, кстати, может никогда и не настанет взаправду, довольствуясь мнимым существованием в голливудских фантастических боевиках и на работах Антонио Хирбеса, эстета от виртуальности.

Выставка работает с 8 февраля 2008 г.
г. Москва, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6

По материалам fotonovosti.ru

Нові фотографії