Новини індустрії

Фотовыставка Бориса Михайлова «Я – не я», г. Киев

Фотовыставка Бориса Михайлова «Я – не я», г. КиевВ галерее «Коллекция» открылась выставка–посвящение патриарху украинской фотографии Борису Михайлову. Недавно отметивший 70-летие господин Михайлов представил несколько работ из скандального проекта тринадцатилетней давности «Я – не я», куда вошли автопортреты с фаллоимитатором.

В связи с юбилеем активность Бориса Михайлова в пределах видимости-слышимости украинских любителей актуального сильно возросла. Две недели назад в московском центре современного искусства «Винзавод» завершилась его большая выставка «Исторические инсинуации», составленная из работ трех эпических серий разных десятилетий. В пятницу в родном для художника Харькове прошел блиц-фестиваль «Боб-фест»: на семи выставочных площадках города одновременно открылись и несколько часов проработали выставки–посвящения Борису Михайлову, а творчество самого юбиляра было представлено серией «Я – не я». Этот проект выставлялся в Харькове во второй раз: премьера коллекции снимков, на которых запечатлен сам художник нагишом, проходила в 1995 году в Харьковском художественном музее и завершилась вечером первого же дня – экспозицию закрыли по распоряжению городских властей «за безыдейность». Надо ли говорить, что позже Борис Михайлов с успехом прокатил эту «безыдейность» по всему миру?

В Киев господин Михайлов прибыл за несколько часов до открытия выставки и привез свою часть экспозиции – четыре черно-белых снимка, слегка подкрашенных от руки, из серии «Я – не я». Поступок вполне в духе передвижников: сам создал, сам привез и сам развесил. Из всего проекта, насчитывающего больше десятка работ, на киевской выставке представлены всего четыре, но самые героические.

Серию «Я – не я» сам Борис Михайлов называет проектом об автопортрете как социальном явлении и об игре в «героя-антигероя» одновременно. В этой игре постсоветский автор-исполнитель примеряет на себя роль героя западного типа. Западного не только с эстетической точки зрения (некоторые позы и ракурсы взяты из античной скульптуры, что-то списано с образов масскульта), но и с поведенческой: в кадре его герой занимается тем, чем обычно занимаются герои,– доказывает миру свою состоятельность, в данном случае на фоне фаллоимитатора. «Происходит акт самоуничижения за счет сравнения половых органов явно не в пользу автора. Унижение и одновременно агрессивность составляют главную часть работы»,– объяснял автор в одном интервью. Комментарии, кажется, излишни.

Остальные участники выставки-посвящения в «Коллекции» в какой-то мере тоже геройствуют – хотя бы одним только фактом своего участия. Александр Гнилицкий представил большой живописный портрет стула на выцветших обоях в цветочек, отсылающий к эстетике советского коммунального, к которой благоволил не столько сам юбиляр, сколько его коллега Илья Кабаков. Стас Волязловский и Николай Ридный показали проект «Побережье»: несколько больших фотопортретов, на которых герои, снятые на пляже, держат у лица медузу. Те же медузы, символизирующие аморфность настоящего и безликость настоящих, падают на бетонный пирс в видеоработе Ридного, снятой в ракурсе снизу – как знаменитая михайловская серия «У земли». Сергей Попов напечатал на вафельных полотенцах серию фотографий, сделанных в общественном туалете,– с ржавыми умывальниками и трубами, каплями крови, волосами, телами и прочими ошметками живого. На поле проекта «Я – не я» отметился один только Илья Чичкан с серией полароидных автопортретов, на которых он занимается своим обычным дуракавалянием, так что название «Я – не я-2» кажется некорректным.

С 11 по 23 сентября 2008 г.
«Я – не я» Бориса Михайлова
Галерея «Коллекция» (г. Киев, ул. Паньковская 8)
Тел.: +38 (044) 287 37 62, +38 (044) 287 37 66

По материалам: http://www.kommersant.ua

Нові фотографії