Секрети майстерності

Фотографируем в путешествии, или Повторение — мать учения

Какое из направлений вашей фотографической деятельности не являлось бы приоритетным — портреты, пейзажи, жанровые сцены, дикие животные, — в каждом случае выбор аппаратуры должен быть свой.

Нет никакого смысла тащить с собой технику на все случаи жизни, т.к. нельзя объять необъятное, а вес взятого с собой будет постоянно давить вам на плечи, накапливая усталость и ухудшая мобильность. Когда вы много перемещаетесь и физические нагрузки велики, на первое место выходит выносливость и способность концентрироваться на объекте съемки. Кому-то может показаться, что, например, пять объективов дают больше возможностей, чем два. Однако часто большое количество аппаратуры путает фотографа и не используется им в полной мере. Все же лучше мучиться выбором между двумя объективами, чем иметь с собой пять и, соответственно, тратить на это в пять раз больше времени и сил. Поэтому в путешествие следует брать только проверенную технику, с которой вы чувствуете себя комфортно. А все необходимые тесты и эксперименты следует провести заранее. Возвращаясь к вопросу о количестве аппаратуры, стоит отметить, что набор аппаратуры для автопутешествия может быть существенно тяжелее, чем для пешего похода по горам. Однако общее правило при съемке путешествий гласит: чем меньше вес, тем проворнее руки и глаз.

Вес и объем аппаратуры

Те, кто всерьез занят съемкой путешествий, склонны оптимизировать не только количество техники, а также ее вес и объем. Выбор системы — вопрос для отдельного исследования, но в отношении оптики точно известно: зум-объективы почти всегда объемнее фикс-фокальных, к тому же, они обладают меньшей светосилой. У «фиксов» лучше и такие оптические характеристики, как резкость, искажения и т. п. А это может стать мощным аргументом в пользу «фиксов» для путешествий. Конечно, придется привыкнуть к «зуммированию ногами», но очень скоро удастся раскрыть весь спектр возможностей объектива и снимать с лучшим качеством в условиях недостаточной освещенности. Прибавьте к этому меньший вес, меньший объем и зачастую меньшую цену «фиксов».

Светосильная оптика

Не секрет, что хорошего света много не бывает. В этом смысле бюджетные зумы с переменной диафрагмой 3.5–5.6 и даже профессиональные с постоянной диафрагмой 2.8 — не конкуренты «фиксам» с диафрагмой 1.4. Помимо самой картинки, разница будет видна в комфортности съемки в условиях низкой освещенности: вы сможете работать с более низким ISO и выиграть в качестве.

Во время путешествия вы будете перемещаться с яркого солнца в прохладный полумрак помещений и радоваться тем возможностям, которые дает вам ваш 50 мм или 35 мм с диафрагмой 1.4. Если говорить о длиннофокусной светосильной оптике — она обойдется дороже двух указанных объективов. При работе же с длиннофокусными, но не светосильными объективами на длинных выдержках помогут стабилизаторы изображения.

Штатив — за и против

Здесь существует множество точек зрения, но конкретного решения нет. Кто-то принципиально за штатив, кто-то категорически против оного. Однако штатив хорош тем, что от его использования всегда можно отказаться. Посему подойдет не очень дорогой и не очень тяжелый, но достаточно устойчивый штатив. Такой штатив всегда можно оставить в отеле на дневное время, когда знаешь, что он не понадобится, а забрать только в ранние утренние или вечерние/ночные часы, когда в нем возникает необходимость.

Такое решение вопроса более правильное, нежели выбор легкого портативного штатива, который болтается с вами постоянно, занимает место и давит на плечо, к тому же недостаточно стабилен и, как правило, довольно дорог. Также следует помнить, что в связи с требованиями безопасности при авиаперевозках штативы лучше сдавать в багаж. Если вы не сделали это, вас могут остановить на личном досмотре, и тогда забот будет существенно больше

Куда это все сложить?

Аппаратуру можно носить в сумках, рюкзаках, а также в поясных сумках, навесных «карманах» и просто в чехольчиках, рассовав их по карманам верхней одежды. Во многом выбор — дело вкуса фотографа, но зависит это также и от условий съемки и количества техники. Важные факторы, которые стоит учитывать, это пыле-, влагозащищенность (самой ткани, стыков или молний), наличие специального «капюшона» на случай дождя, удобство ношения сумки/рюкзака в толпе, возможность быстро вынуть и убрать аппаратуру, сменить оптику. Не менее важна специфика путешествий. Для водных походов, например, существуют полностью герметичные сумки.

Полезные и не мелочи

Сюда относятся бленды, фильтры, салфетки для чистки оптики, спусковые тросики для съемки со штатива, а также батарейки. О выборе всех этих вещиц написаны тома, и нужно просто не забыть прихватить их с собой. Для защиты аппаратуры в условиях крайне высокой влажности можно использовать силикагель. Для защиты от дождя и брызг в ряде случаев подойдут обычные полиэтиленовые пакеты, но класть в них можно только сухую аппаратуру. Если на аппарат попала вода, надо предварительно его высушить, чтобы в пакете не произошел парниковый эффект — очень некомфортная для техники среда.

Погода в месте съемки

Фактор погоды стоит учитывать не только с точки зрения одежды, но и с точки зрения освещения (солнечно, туманно и т.п.). Следует заранее осведомиться о продолжительности светового дня. Это поможет понять, где и до какого времени можно находиться. Далее по месту будет понятно, где находится солнце, и спланировать день.

Как одеться

Первый принцип — одеваться следует по погоде. Довольно удобна одежда с большим количеством карманов, причем застегивающихся на молнию или пуговицы. Для особо ценных вещей подойдет внутренний карман на застежке, а также «карманы», вешающиеся на шею, или «секретки» вокруг пояса. Для ношения денег есть специальные ремни, куда можно спрятать кровные. Все это можно купить почти в любом аэропорту, правда, степень удобства будет различной. Лучше всего подходят «секретки» из мягкой ткани, которые не слишком видны под верхней одеждой и даже под легкой рубашкой.

Следует быть осторожными с солнечными лучами в экзотических странах. Лучше носить рубашку с длинным рукавом, а на голове — убор, прикрывающей не только саму голову, но и уши, которые в таких странах, как Индия, могут обгореть до волдырей даже в январе. Внимательно стоит отнестись и к защите от насекомых, особенно если известно, что они переносят, скажем, малярию.

Обувь — вопрос чрезвычайно важный. Она должна быть, во-первых, притертой к ноге, во-вторых, приспособленной к длительному хождению (хорошая амортизация, способность «дышать»). Кроме того, если есть вероятность дождей, стоит положить в багаж пару обуви на этот случай. Например, можно взять кроссовки, ботинки или сандалии спортивного типа (они пригодятся, скажем, для прогулок под дождем в теплую погоду или для съемки в воде: ноги защищены от возможных повреждений и быстро сохнут).

Тщательно подберите носки: не забудьте про термоварианты для холодных условий, а также проверьте, насколько плотно носки сидят на ноге. Носок, который сползает при длительном хождении, натрет ногу. Представьте, что в этот день вам надо снять водный фестиваль на какой-нибудь особенно желтой реке в Китае, а у вас на пятках прорвавшиеся мозоли...

В дождь очень помогут плащи-пончо с широкими рукавами. В продаже имеются специальные плащи для фотографов, но они мало подходят для уличной фотографии. Пончо в этом отношении удобнее: они хорошо защищают, да и камера под ними не видна, а достать ее — пара движений.

Наконец, стоит принимать решение по цветовой гамме, учитывая возможность слиться с толпой. Все-таки чем меньше фотограф привлекает внимание, тем удобнее. Если вас заметят в толпе на пару секунд позже, это даст вам лишний шанс сделать удачный кадр.

Чек-лист

Составьте перечень необходимых вещей, чтобы ничего не забыть. Это, кстати, касается не только аппаратуры. Если речь идет о путешествии с фотографическим уклоном, даже не относящиеся к фотографии детали могут сказаться на съемке как положительно, так и отрицательно. Поэтому серьезно отнеситесь к составлению списка. В фотографии мелочей не бывает. В путешествии тоже нет мелочей, и часто малое видится крупнее большого.

Продумайте все заранее: маршрут, цель поездки, ваши идеи, аппаратура, экипировка — все это звенья одной цепи. Не откладывайте сборы на последний момент: под рукой или в магазине может не оказаться самого простого и необходимого.

По материалам http://prophotos.ru

Наступний топік
Продажа авторских принтов
Топіки по темі
ХIII Національна бієнале Природа 2020
Недорогой пейзажник под Nikon
Предлагаю услуги фотографа в Москве и московской области
4 коментаря
  • Максим Чичинский
    Максим Чичинский 13 січня '11, 22:41 0
    где денег взять на все это
  • Анатолий Опанасюк
    Анатолий Опанасюк 14 січня '11, 1:55 0
    риторический вопрос )
  • Дуда Андрій
    Дуда Андрій 14 січня '11, 9:53 0
    так тре потрошки відкладати трошки економити
    в дорогу пішки автостопом ніочувати в палатці
    нахудий варіант спальник і клійонка
    гроші лиш на хавчик потрібні ))
  • Николай Заварика
    Николай Заварика 13 травня '13, 12:43 +1
    В статье много очень "полезных советов", но мой опыт съёмок в путешествиях говорит мне, что лучше я пожалею о том, что что-то взял, чем пожалею о том, что чего-то не взял. Можно минимизировать вес за счёт всякого "очень нужного" в путешествии барахла, но не за счёт того главного, ради чего ты отправляешься в путешествие. Лишняя пара стёкол и штатив ещё никого в походе не убивали.
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії