Секрети майстерності

Это икона! Больше можно ничего не говорить!

С 16 марта по 29 апреля 2012 года в Хьюстоне (США) проходит 14-я Международная биеннале FotoFest, главная тема которой — «Современная русская фотография». Три ключевые выставки с работами 142 фотохудожников из России, Белоруссии и Украины представляют три основных периода в современной и актуальной российской фотографии: «После Сталина, “оттепель” и возрождение личного высказывания (1950–1970-е)»; «Перестройка, либерализация и эксперименты (1980–2010)» и «Молодое поколение (2009–2012)». Среди главных российских партнеров биеннале — Фонд развития и поддержки искусства «Айрис», Центр современной культуры «Гараж» и РИА Новости. Накануне открытия биеннале мы попросили художника СЕРГЕЯ БРАТКОВА, работы которого также будут представлены в рамках Fotofest, прокомментировать несколько десятков фотографий из тех, что были выбраны для презентации выставок биеннале кураторами "русского фокуса«.

Николай Бахарев. Без названия. 1991–1993. Из цикла «Диванчик». Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание галереи Photographer.ru, Москва

К работам Бахарева я отношусь позитивно. У нас есть общая тема — телесность, да и как провокативный художник Бахарев, конечно, мне близок. Эта работа будет показана в рамках проекта «От перестройки до наших дней» с подзаголовком «Перестройка, либерализация и эксперименты». Подо что из этих заявленных тем попадает бахаревская обнаженная и неназванная? Мне кажется, что под «либерализацию». Новокузнецкая девушка в эпоху перестройки может себе позволить не только окружить себя произведениями искусства, полистать Библию и выпить стаканчик Teacher’s, но и расположиться на диванчике среди этой роскоши даже не благородно-обнаженной, а просто банально голой.

Валера и Наташа Черкашины. Миражи империй. СССР. 1997. Инсталляция. Жатый серебряно-желатиновый отпечаток, акварель, газеты, акрил. Собрание авторов

Черкашины делают вещи большого формата, который я бы даже назвал «картинным», да еще и всегда в сложных техниках, плохо сочетающихся с представлениями среднестатистического зрителя о фотографии. Как правило, это фотоколлажи, насыщенные разнообразной символической образностью. Эта работа, например, выстроена на советской символике: «Рабочий и колхозница» повторяются аж два раза, в центре — оформленные как триумфальная арка входные ворота на Выставку достижений народного хозяйства, за ними тает в тумане типичная для архитектуры сталинского времени постройка со шпилем. В общем, здесь есть все, что должно создавать у зрителя четкие ассоциации с советским мифом. Ну а ликующие массы людей на переднем плане, мне кажется, — это перестроечная эйфория, когда многие считали, что навсегда попрощались с советским прошлым.

Ольга Чернышева. [Luk] at this. 1997. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора

Эта фотография, хотя и была сделана в 1990-е, для меня всегда ассоциировалась с советским временем, прежде всего благодаря своей интимной атмосфере. Глядя на нее, я всегда вспоминаю о времени, когда художники жили и работали в интимных пространствах, в квартирах и маленьких мастерских, а еще — о дефиците, который заставлял буквально всех заниматься огородничеством на дому.

Владислав Мамышев-Монро. Чаплин. 2004. Из цикла «Рак сердца». C-принт. Частное собрание, Москва

Конечно, Мамышев не является пионером трансформаций самого себя в другие образы. У него в этом деле много предшественников и в Америке, и в Японии, и в Европе. Но мы-то любим именно Владика за мастерские перевоплощения и даже гордимся им. Ну и, конечно, эта работа — определенного рода комплимент американской публике, все-таки Чарли Чаплин — великий голливудский актер, его должны узнать в лицо даже в Хьюстоне.

Сергей Чиликов. Без названия. 1995. Из серии «Колоризмы». С-принт. Собрание галереи Photographer.ru, Москва

Я не очень разбираюсь в творчестве Чиликова, но он явно происходит из того же места, что и Бахарев, и в начале своего творческого пути использовал те же приемы. Он продолжает эксплуатировать образ женщины, помещая своих героинь в окружение, которое определяет их внутренний мир. К тому же в этой работе есть очевидные аллюзии на классическую живопись. Она красива.

Григорий Майофис. Вкус к русскому балету. 2008. Бромойль. Собрание автора

Ну наконец-то! В одной работе собраны все русские стереотипы и образы, которые любит весь мир, — медведь и балерина. Это Россия!

Андрей Полушкин. Без названия. 2007–2009. Из цикла «Реконструкция памяти». Бромойль. Собрание автора

Загадочная и явно преисполненная глубокого символизма работа, которую, вероятно, будет не так-то просто интерпретировать далеким от российских исторических реалий американцам. Да чего уж там, мне тоже ее трудно интерпретировать. Кто это человек, восседающий на газетах? Может, он библиотекарь и сторожит свои архивы, свидетельства и документы никому не нужной советской истории?

Игорь Савченко. 9.89-16.1. 1989. Из серии «Без лица». Серебряно-желатиновый отпечаток, тонирование, акварель. Собрание галереи Nailya Alexander, Нью-Йорк

Эту работу можно смело отнести к знаковым для своего времени. Не знаю, как она будет восприниматься в Америке, но в России она считывается легко. Это рассказ о репрессиях, вымаранных из документов и из жизни людях, и о перестроечных попытках переоценки сталинского прошлого нашей страны.

Ольга Тобрелутс. Модернизация. Часть триптиха. 2002. Пигментная печать на архивной бумаге. Собрание автора

Если не знать предысторию художницы Тобрелутс — то, что она живет и работает в Санкт-Петербурге, где находятся главные музеи нашей страны, и то, что она имеет непосредственное отношение к Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова, — можно сделать лишь один вывод: в России тоже умеют обращаться с компьютером!

Олег Виденин. Россия молодая. Брянская область. 2003. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора

Печальный мальчик. Наверное, лицеист. Для меня в этой работе много того, с чем всегда ассоциировалась прибалтийская фотография и такие авторы, как Антанас Суткус.

Александр Якут. Пикник на обочине-2. 2006. Серебряно-желатиновый отпечаток, раскраска. Собрание галереи «Триумф», Москва

Это — икона! Больше можно ничего не говорить!

Всеволод Тарасевич. Дуэль. Из цикла «Московский государственный университет им. Ломоносова». 1963. Серебряно-желатиновый отпечаток.Собрание Центра фотографии им. братьев Люмьер, Москва

Новый герой хрущевской оттепели — ученый, романтик, интеллигент. И вот он перед нами во всей красе. Когда-то эта работа воспринималась очень жизнеутверждающе, как символ научных побед будущего. Сегодня у российского зрителя она скорее вызывает горьковатое чувство ностальгии по тем временам, когда советская наука успешно соревновалась и конкурировала с американской.

Михаил Дашевский. Прыгалка. Ярославль. 1969. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора, Москва

В эпоху оттепели у людей появились личные пространства, и даже город с его улицами, подворотнями, троллейбусными парками стал восприниматься как личная, доброжелательная территория, которую можно было мерить шагами, как это сделал герой кинофильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» 1963 года.

Эммануил Евзерихин. На субботник (строительство Московского университета). Середина 1950-х. Серебряно-желатиновый отпечаток.Собрание Центра фотографии им. братьев Люмьер, Москва

Женщины с лопатами. Субботник. Хоть сейчас ставь их на плакат в стиле «Пятилетку за три года!». Вполне социалистическая фотография, даже можно сказать, сталинская пропаганда. Ничто в ней не говорит о том, как изменится общество и самоощущение человека уже очень скоро.

Николай Маторин. Ритм труда. 1960. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Центра фотографии им. братьев Люмьер, Москва

Ну что тут можно сказать, кроме того, что эта работа очень хороша композиционно.

Лев Портер. Московские окна. Середина 1960-х. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Центра фотографии им. братьев Люмьер, Москва

Слово «оттепель» для меня всегда ассоциируется с улыбкой, романтикой, чувством влюбленности. И эта фотография, на которой мы видим то ли окна общежития, то ли окна только что построенной, новенькой хрущевки и обнимающиеся в этих окнах парочки влюбленных, — это, конечно, же, оттепель.

Кир Эсадов. Без названия. 2010. Из цикла Private Diary of the Nerd. Пигментная печать. Собрание автора

Непонятный черно-белый некрореализм демонстрируется как пример творчества фотографов молодого поколения. Глядя на эту работу, я сразу вспомнил документацию перформансов венских акционистов. Они тоже себе что-то вечно прокалывали и разрезали. Но тут все как-то очень сладостно, выдуманная, постановочная, нереальная история.

Василиса Незабаром. Куб 1-2. 2011. Из цикла art-cubo. Баритовый отпечаток. Собрание автора

Брутальный семейный портрет из Харькова. Кто из этих двоих в картонной коробке является молодым автором Василисой Незабаром, знаю, но не буду распространяться об этом .

Марго Овчаренко. Рита с сигаретой. 2010. Из проекта «Без меня». Пигментная печать. Собрание автора / Галереи RTR, Париж /Коммуникационного центра Fabrica группы Benetton, Тревизо

Сентиментализм от молодого поколения, конечно, имеет право на существование, но я как-то не прочувствовал всей прелести этой работы.

Анна Складманн. Никита и Алина в Итальянском посольстве. 2009. Из цикла «Маленькие взрослые». Пигментная печать. Собрание автора

Я охотно соглашусь, что эта работа, да и книга, куда вошла серия этого автора, прекрасно сделана. Но мне все же кажется, что эта фотография имеет больше общего с рекламой и глянцевыми журналами, чем с искусством фотографии как таковым. Хотя посыл автора понятен — рассказать о социальном программировании, которое нередко осуществляются взрослыми по отношению к собственным детям. И вот перед нами не обычные современные дети, а маленькая принцесса и юный буржуй в цилиндре из стихов Маяковского, будущий «владелец заводов, газет, пароходов» — проекции их папы и мамы.

Материал взят здесь http://www.artguide.ru/ru/spb/articles/18/148

Попередній топік
Продается вспышка Olympus FL-50R
Наступний топік
Схемы постановки света
4 коментаря
  • Andrey Merschiy
    Andrey Merschiy 18 березня '12, 14:41 0
    Все же интересные авторы, здорово.
    Из примеров больше всего понравилась работа Олег Виденина и Лева Портрера.
    Также очень рад видеть работу Василисы среди прочих.
  • Роман Солотопов
    Роман Солотопов 18 березня '12, 15:49 0
    мне [Luk] at this очень понравился
  • Just an Immitator....
    Just an Immitator.... 18 березня '12, 19:33 0
    некоторые из старых просто разрыв печени. видел раньше, но не знал авторов. СПАСИБО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
  • Ярослав Гуменюк
    Ярослав Гуменюк 19 березня '12, 11:10 0
    Портрет парня очень потряс! Очень глубоко!
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії