Секрети майстерності

Анастас Суткус

Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в литовской деревне Клуонишкис. Свое увлечение фотографией он объясняет так: в детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат. С этого все и началось. Изучал журналистику, фотографию — по тем немногим материалам, что были в библиотеках, по журналам, что доходили из Восточной Европы. В начале 1970-х годов вокруг Суткуса начали объединяться фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, которое он возглавлял более 20 лет. В 1980 году получил звание заслуженного работника культуры Литвы, а в 1998 году — литовскую государственную награду в сфере искусств.

Суткус стал одним из самых неформальных фотохудожников в советскую эпоху. При этом, на Западе он стал известен раньше, нежели на Родине. Его интересовали в первую очередь простые люди, их личная повседневная жизнь, индивидуальность — в противовес навязываемому сверху коллективизму. Суткус познакомился с работами Анри Картье-Брессона, Роберта Франка, Гарри Виногранда, Энни Лейбовитц, Дианы Арбус и другими западными мастерами, чьи средства выразительности изменили мир фотографии, уже в тот период, когда он уже нашел собственный стиль и близкие ему темы для творчества.

Главный принцип фотографов из агентства Magnum — искусство сочетать репортажную и художественную фотографию, которым мастерски владел Анри Картье-Брессон — отличает и работы Суткуса. Идея «решающего момента» прослеживается и у литовского фотографа — с той лишь разницей, что его больше интересует запечатление эмоции, нежели поиск удачной композиции. В советскую профессиональную фотографию Антанас Суткус пришел не для того, чтобы продолжать ее традиции, а скорее для того, чтобы творить новую историю.

С момента, когда Антанас Суткус стал снимать, то есть с 1958 года, было организовано 150 выставок его работ по всему миру. Сейчас фотографии мэтра можно видеть и в постоянных экспозициях — в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Несефора Ньепса во Франции, Музее фотографии в Хельсинки, Музее искусства Литвы, Международном Центре фотографии в Нью-Йорке, Институте искусств в Чикаго, Музее искусства в Миннеаполисе, Музее современного искусства в Стогкольма, Московском Доме фотографии.


Больше фотографий смотрите на его сайте http://www.antanassutkus.com/

Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус Анастас Суткус
15 коментарів
  • Владимир Иващенко (vivas)
    Владимир Иващенко (vivas) 31 січня '13, 15:59 0
    на шестой фоте у пацанчика глаза нереальные, как будто ликвифаем прошлись...
  • Роман Михайлюк
    Роман Михайлюк 31 січня '13, 17:49 +2
    Не реальні, так... але реальність різна буває. Не думаю, що то ФШ.

    Фотографіі дуже... фотограф - майстер не крику, а тихої розмови з глядачем...
  • Владимир Иващенко (vivas)
    Владимир Иващенко (vivas) 31 січня '13, 22:39 0
    Роман, я ни на секунду не сомневался в их подлинности, не тот класс фотографии... просто констатация факта необычности
  • Роман Михайлюк
    Роман Михайлюк 31 січня '13, 22:46 0
    То я Вам мінусик поправлю) слово просто таке зловредне, з іншого виміру, прозвучало всує)
  • Ярослав Гуменюк
    Ярослав Гуменюк 31 січня '13, 16:00 0
    хороші роботи!
  • ася оса
    ася оса 31 січня '13, 22:18 0
    Заглянуть в глаза и увидеть.
    Жанр, каким он должен быть...
  • Роман Михайлюк
    Роман Михайлюк 31 січня '13, 22:47 +1
    Глянь на лавочку, шосту знизу...
  • Анатолий
    Анатолий 31 січня '13, 22:22 0
    Ужас! Неужели это наша жизнь?
  • Andrey Merschiy
    Andrey Merschiy 3 лютого '13, 15:42 0
    да, пробирает. но разве это не КРАСИВО?
  • Роман Михайлюк
    Роман Михайлюк 3 лютого '13, 15:46 0
    http://photographers.ua/photo/amsterdam-58839...

    Ох, я в Венгрии на рынок
    похожу.
    На немецких на румынок
    погляжу!
    Демократки, уверяли
    кореша,
    Не берут с советских граждан
    ни гроша.

    "Буржуазная зараза
    Все же ходит по пятам, -
    Опасайся пуще сглаза
    Ты внебрачных связей там:

    Там шпиенки с крепким телом, -
    Ты их в дверь - они в окно!
    Говори, что с этим делом
    Мы покончили давно.

    Но могут действовать они
    не прямиком:
    Шасть в купе - и притвориться
    мужиком, -
    А сама наложит тола
    под корсет...
    Проверяй, какого пола
    твой сосед!"

    Тут давай его пытать я:
    "Опасаюсь - маху дам, -
    Как проверить? - лезть под платье -
    Так схлопочешь по мордам!"

    Но инструктор - парень дока,
    Деловой - попробуй срежь!
    И опять пошла морока
    Про коварный зарубеж...
  • Аркадий
    Аркадий 2 лютого '13, 12:31 0
    Спасибо
  • Marta Khomenko
    Marta Khomenko 3 лютого '13, 10:18 0
    Очень-очень-пре-очень хорошо! Зацепило и проняло! Спасибо за подборку)
  • Marta Khomenko
    Marta Khomenko 3 лютого '13, 10:18 0
    Очень-очень-пре-очень хорошо! Зацепило и проняло! Спасибо за подборку
  • Віталій Таран
    Віталій Таран 3 лютого '13, 15:30 0
    классно, карточка первая снизу, очень..!
  • Тарас Карабін
    Тарас Карабін 2 серпня '13, 17:03 0
    Недавно на зустрічі з Гляделовим, який щойно був вернувся з Прибалтики, він (Гляделов) сказав, що основна заслуга Суткуса та інших литовських фотографів тої епохи в тому, що вони донесли до нащадків те, як виглядала їх країна і люди і ті часи. Навідміну від тоталітарного совка, де всьо мало бути прилизано і цивільно. Тому в совку фактично вільної жанрової фотографії не було.
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії