Секрети майстерності

«Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории

«Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории

Текст Сары Коулмен (Sarah Coleman)

Пару лет назад я имела удовольствие провести некоторое время с Пабло Инирио, мастером фотопечати из агентства «Magnum Photo» в Нью-Йорке. Я как раз вспоминала об этом интервью, когда услышала новость о банкротстве «Kodak», и задумалась о непрочном положении «старых медиа»: книг, пленки и серебряно-желатиновой фотографии.

Являясь мастером по фотопечати в «Magnum Photo», Инирио работает с изображениями, которые считаются иконическими. В его маленькой фотолаборатории среди небрежно разбросанных фотографии можно найти знаменитый портрет Джеймса Дина на Таймс Сквер, выполненный Деннисом Стоком, и Че Гевару с сигарой в зубах, снятого Рене Бурри. Отпечатки испещрены замысловатыми значками и неразборчиво написанными цифрами. Такова сложная система печати фотографий Пабло Инирио. Несколько секунд, чтобы высветлить здесь, чуть-чуть затемнить там. Будет ли шести секунд достаточно для четкой прорисовки здания позади Дина? Возможно. Это зависит от температуры реактивов. )

Безусловно, это исчезающее искусство. Фотолаборатории по всему миру закрываются тем стремительнее, чем больше фотографы отдают предпочтение пикселям и струйной печати, нежели пленке и желатино-серебряному процессу. На протяжении 15 последних лет почти каждый фотограф, у которого я брала интервью, поэтично воспевал те магические мгновения, когда в первый раз видишь проявляющееся под действием реактивов изображение. Невольно задаешься вопросом, восторгаются ли современные молодые фотографы настолько же искренно, впервые калибруя свой монитор.

Мне было интересно, как цифровая экспансия последних лет отразилась на «Magnum Photo», и я созвонилась с Инирио. Он по-прежнему работает в агентстве и все так же полон той жизнерадостности, которая, наряду с его профессиональными навыками, сделала его любимчиком у фотографов «Magnum Photo». По его словам, за три года, прошедших с нашей встречи, в «Magnum Photo» изменилось до странности мало. Он был вынужден переключиться на бумагу производства компании «Ilford», когда закрылась «Agfa», и надеется, что «Kodak» не остановит производство, а в остальном все по-прежнему. «Коллекционеры и галереи все так же ценят фотографии, отпечатанные на бумаге, — им просто-напросто нравится, как они выглядят», — говорит Инирио. К нему часто обращаются с просьбой отпечатать снимки из пленочных архивов как нынешних членов «Magnum», так и ушедших — Денниса Стока, Анри Картье-Брессона и других. Отпечатки идут на выставки, в книжные издательства и частные коллекции. «Я все так же занят, загружен по полной», — смеется Пабло.

«Magnum» занимается оцифровкой своих архивов, но сам Инирио тем не менее стоек к соблазну перейти на цифровые технологии. «В цифровых отпечатках есть своя прелесть, и это здорово, но в пленке столько богатства и глубины», — добавляет он. По его мнению, печать в фотолаборатории всегда будет актуальна, ведь в конечном итоге «люди до сих пор делают дагерротипы».

В архивах «Magnum Photo» представлены образцы лучшей и наиболее выразительной современной фотожурналистики. Фотографы агентства находятся на передовой уже более шести десятилетий, с тех самых пор, как в попытке добиться больших прав для фотографов, окрыленный идеей Роберт Капа собрал друзей в 1947 году. В одном только 1947 году небольшая группа фотографов осветила такие события, как убийство Ганди, образование государства Израиль и жизнь в Советском Союзе в начале Холодной войны. C тех пор «Magnum» продолжал визуально рассказывать о событиях мировой истории, неизменно талантливо и с истинной страстью. На прошлой неделе, члены агентства Алекс Маджоли и Паоло Пеллегрин получили призы на World Press Photo 2012 за фотографию скандирующих манифестантов на площади Тахрир и фото-эссе о Японии после цунами, произошедшего в стране.

Как организация, «Magnum Photo» часто балансирует на грани коллапса — либо из-за финансовых проблем, либо из-за сильных личностей, большую часть времени противоборствующих друг с другом. История первых пятидесяти лет существования агентства увлекательно описана в книге Рассела Миллера «Magnum: пятьдесят лет на передовой истории», опубликованной в 1997, в год полувекового юбилея организации. Миллеру удалось ярко показать удивительный талант и храбрость членов «Magnum», но в то же время он передает и царящую там атмосферу неблагополучной семьи. (Одна из моих любимых цитат книги — высказывание фотографа Фердинандо Шианна: «Да, “Magnum” — это семья. Я ненавижу свою семью»). Мою рецензию книги, написанную для «San Francisco Chronicle», можно найти здесь (http://www.sarahcolemanwriter.com/writing_bookrevs.html).

...

Как и пленочная фотография, «Magnum» переживает эпоху смены парадигм. C падением спроса на серьезную фотожурналистику в СМИ, фотографы ищут иные способы применения своих навыков. Агентства, подобные «Magnum Photo», вынуждены прилагать больше изобретательности в проектах, сотрудничая с некоммерческими организациями и спонсорами. И все же «Magnum» продолжает существовать... И мне приятно думать о Пабло Инирио, работающем в поте лица в фотолаборатории «Magnum» и продолжающем традицию, начатую в далеком 1947 году.

Источник: http://theliteratelens.com/2012/02/17/magnum-and-the-dying-art-of-darkroom-printing/

© Татьяна Короткова, перевод, 2013
«Петербургский фотограф» http://spbphotographer.ru/2013/02/magnum-and-darkroom-printing/

фотографии:

James Dean in Times Square, by Dennis Stock’s. 1955 год

Muhammad Ali, by Thomas Hoepker in 1966

Henri Cartier-Bresson on during Martin Luther King’s march on Washington , by Bob Henriques

Audrey Hepburn, by Dennis Stock

© http://petapixel.com/2013/09/12/marked-photographs-show-iconic-prints-edited-darkroom/

«Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории «Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории «Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории «Magnum» и умирающее искусство печати в фотолаборатории
Наступний топік
Фотограф Josе Sarrablo
Топіки по темі
Constantine Manos
Советский союз глазами Анри Картье-Брессона
Фотограф Кристофер Андерсон
Paolo Pellegrin. Shooting of a pornographic movie. 1995
Martin Parr. Russia.
Alex Webb. Майстер кольору, світла та моменту.

Нові фотографії