Секреты мастерства

Классики жанра. Василий Сокорнов

Российский фотограф Василий Сокорнов родился в 1876 году во Владимирской губернии, окончил начальное училище под Воронежем. Художественное образование получил в Императорской Академии художеств, куда в конце 80-х годов XIX века был принят вольным слушателем на отделение живописи.

Именно тогда, испытывая материальные затруднения, Сокорнов устроился в фотоателье известного мастера Пазетти ретушером. Будущий фотохудожник за годы работы мастерски овладел художественной ретушью, освоил фотопроцессы. К этому времени эпоха пионеров фотографии, самостоятельно изготовлявших фотопластинки, закончилась. Промышленное производство сухих фотопластинок позволило фотохудожникам отвлечься от технической стороны процесса и открыло ранее недостижимые творческие горизонты.

Пошатнувшееся здоровье помешало Сокорнову заниматься любимым делом в Санкт-Петербурге. Вследствие открывшейся у Сокорнова хронической болезни легких, врачи рекомендовали ему отправиться в более благоприятную для здоровья местность. Общество поощрения художников выделило ему средства поездку, и в последние годы XIX фотограф пребывал на Южном берегу Крыма, в Алупке, среди достопримечательностей которого уже числились дворец князей Воронцовых в готическом стиле и старинный парк.

Чистый воздух, море и неповторимая природа излечили художника, но не поправили его финансовое положение. Картины, этюды и наброски Сокорнова не пользовались особым успехом. Заняв небольшую сумму, Василий Сокорнов приобрел фотокамеру с необходимыми принадлежностями, при помощи которой отснял и самостоятельно отпечатал пятьдесят открыток с крымскими пейзажами. Очевидно, предлагая свои работы хозяину магазина, продававшего его картины, художник не рассчитывал на мгновенный успех.

Тем не менее, открытки были проданы раньше, чем Сокорнов покинул магазин: все 50 штук приобрел случившийся рядом князь Ф.Ф.Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, владелец Кореиза и других крымских имений. Тогда же Сокорнову заказали еще сотню фотографий, а вечером следующего дня — еще триста. В России начинался бум видовой курортной открытки, отголоски которого слышатся и по сей день.

Открытка быстро стала самым популярным видом почтовых отправлений и самым ходовым сувениром. Только в 1912 году Крым посетили для лечения и отдыха не менее миллиона человек. Фотографические виды увозили с собой, с помощью открыток сообщали о своем благополучном прибытии на курорт, делились впечатлениями и обменивались новостями. Со временем появилась специализированная «открыточная» полиграфическая промышленность и фотоиндустрия — это стало возможно лишь после отмены государственной монополии на выпуск почтовых бланков.

К началу XX века открыток было еще не так много, и Василий Сокорнов не только поправил свои материальные обстоятельства, но и стал широко известен в Крыму, обеих столицах и за границей. В 1900 году фирма Пазетти представила Сокорнова на Всемирной универсальной выставке в Париже, где крымское ателье фотографа, наряду с фирмами Пазетти из Санкт-Петербурга, Дмитриева из Нижнего Новгорода и Фишера из Москвы, получило признание и награду. Выставка открыла Василию Сокорнову и творчество представителей «новой школы»: Фрэнка Сатклифа, Альфреда Герслей-Гинтона, Ганса Вачека и других художников.

На российских же выставках работы Сокорнова соседствовали с произведениями фотографов-пикториалистов, которым были близки по духу. Первой награды на родине фотохудожник был удостоен в год празднования двухсотлетия Санкт-Петербурга на международной художественно-фотографической выставке. В дальнейшем фотограф получил множество других знаков отличия, среди которых можно отметить серебряную медаль на международной выставке в Петербурге и серебряную медаль на фотографической выставке в Киеве. В 1908 году художник был принят в ряды Русского фотографического общества, членство в котором позволяло свободно фотографировать по всей России и давало скидки при приобретении фотоматериалов.

В 1912 году Сокорнову попробовал свои силы и в новом жанре: все тот же, первым оценивший талант фотографа, Ф.Ф.Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, заказал В.Сокорнову фотосъемку своего имения. Фотограф справился с этой задачей, о чем свидетельствует альбом, доныне хранящийся в Алупкинском государственном дворцово-парковом музее-заповеднике. В том же году несколько работ Сокорнова попали в книгу селекционера Л.П.Симиренко. Грянувшая революция и гражданская война практически свели доходы фотоателье на нет, однако, преодолевая трудности, оно продолжало работать до 1927 года, когда все частные фотографические заведения были ликвидированы. Так 62-летний фотограф оказался безработным.

В 1928 году Сокорнов был принят на работу в только что образованное государственное издательство «Крымиздат». Художник стал создателем его логотипа, представляющего собой восходящее солнце. В это время издательство десятками тысяч переиздавало открытки с сокорновскими «Видами Крыма», что давало фотографу надежды на обеспеченную старость. Но в соответствии с изданным в том же году постановлением ЦИК СССР, срок авторского права на фотоснимки был сокращен до пяти лет, и то только для фотоснимков, на которых были указаны фамилия и место жительства автора, год выпуска открытки и другие данные. По истечении этого срока государство за символический гонорар в принудительном порядке выкупало права на фотоработы. Так в 1930 году в Крымиздат перешло более 1300 авторских негативов Сокорнова. Впоследствии с них были сделаны снимки, которые вошли в альбомы, неоднократно издававшиеся многотысячными тиражами.

Художник продолжал работать, несмотря на приближающуюся старость. В 1937 году после долгого перерыва Сокорнов вновь принял участие в фотовыставке. Его работы произвели такой фурор, что на некоторое время мастер стал едва ли не официальным фотографом-пейзажистом всесоюзной здравницы Крыма, но помешала война. Сокорнов снова сменил жанр — до нас дошли датированные 1944 годом снимки проходивших курс реабилитации в крымских госпиталях солдат и офицеров.

Пытаясь сохранить свои работы, Сокорнов передал 100 своих лучших фотографий государству, в Алупкинский дворец-музей. После превращения государственного музея в госдачу все они сгинули безвозвратно, но фотограф этого уже не увидел. Сокорнов скончался в 1946 году и был похоронен на старом алупкинском кладбище.

По материалам http://club.foto.ru

Следующий топик
Область фотографии
Топики по теме
Фотограф Gürel Sahin
Adventure photography by Eric Bunting
Нидерланды через объектив фотографа Albert Dros
Другая Индия фотографа Neelima Vallangi
Струящаяся ткань в фотографиях Кристины Макеевой.
Киев 60-х годов
5 комментариев
  • Алексей Рычков
    Алексей Рычков 5 апреля '11, 8:49 +3
    Отличная статья, спасибо выложивщему
  • Ekaterina Bradulova
    Ekaterina Bradulova 5 апреля '11, 16:00 +1
    Интересно, сохранилась ли могила? Хотелось бы возложить цветы...
  • Владимир Калиновский
    Владимир Калиновский 5 апреля '11, 16:58 0
    "Похоронен на старом Алупкинском кладбище.Могила фотографа сейчас в запустении. Периодически там можно встретить некоторых почитателей его творчества, которые своими силами пытаются улучшить захоронение столь известного ранее человека."
  • Віталій Ра
    Віталій Ра 6 апреля '11, 17:49 0
    Спасибо за статью! Я бы "в принудительном порядке" государству свои "шедевры" фиг бы отдал. Хотя время было совсем другое.
  • Anet Borovyk
    Anet Borovyk 4 мая '11, 11:48 0
    Ochen interesno!
    Rada za nashih fotografow, kotorie stanovatsa wsemirno izwestnimi.
  • Войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и голосовать.

Новые фотографии

1