Иногда один фотоснимок скажет больше, чем множество социологических выкладок или аналитических статей.
А если это фотоальбом? Новый фотоальбом Александра Чекменева «Donbass» —
это душевное потрясение, диагноз и приговор. Диагноз для нашей страны и
приговор для ее власти. Не нужно слов, достаточно посмотреть, что сделала нынешняя власть со своей «малой родиной» — Донбассом, чтобы понять, что со всей страной она намерена сделать тоже самое.
Черно-белые снимки Чекменева чем-то напоминают снимки из журнала «Советское фото» «Путешествие на край ночи» Селина — это книга о войне. У которой есть начало и есть конец. Книга Чекменева — про ад. В силу своей привычности, ставший для людей бесконечным. Они уже и не осознают, что живут в аду. Они веселятся, но не могут и не хотят ничего менять. Это не путешествие на край ночи. Это жизнь в бесконечной ночи. Чекменев пишет: «Было воскресенье. В доме, снаружи похожем на ветхий сарай, кипело веселье — отмечали день рождения хозяйки этой хаты. Шахтерке Любане исполнилось сорок девять лет. Поздней ночью веселье было в самом разгаре, народ пил, танцевал, гулял, как умел. В какой-то момент среди этого праздника парень, спавший на кровати в стороне от всех, молча поднялся, оделся в рабочую одежду и направился к выходу. Обув сапоги у порога, он накинул на плечи фуфайку, взял каску, коногонку и вышел из дому. Меня поразила эта сцена, и я спросил Любаню, куда он направился? «Да в свою шахту за угольком, куда же еще?» — ответила она. «Так ведь ночь на дворе!» — недоумевал я. Изрядно пьяная, уставшая именинница посмотрела на меня с улыбкой и тихо произнесла: «Под землей всегда ночь. В любое время суток». Бесконечная ночь видна даже на дневных снимках этого альбома. Ночь пустой безнадежности, когда даже отчаяние кажется слишком слабым чувством. Черно-белые снимки альбома — это акт милосердия к запечатленной действительности. В красках она была бы просто омерзительна. Ч/б придает ей сухость средневековой гравюры. «Сухая игла» света неотличима от черной борозды морщины. Борозды на земле, борозды на лице человека, чья жизнь состоит лишь из двух цветов — подземной ночи и ночи на земле. Словно червь, он грызет эту землю, этот уголь, чтобы тут же выплюнуть его в жадные топки ТЭЦ больших городов, полных света и веселья, тепла и, возможно, счастья. Чекменев пишет: «Я поселился в городе Торез. В старой квартире панельной пятиэтажки не было даже центрального отопления. У многих в комнатах стояли обычные печки из листового железа, которые топились дровами или добытым в шахтах углем. Жестяные трубы этих печей торчали из большинства почерневших от сажи окон многоэтажек. Холодную воду давали словно по расписанию — примерно 2 часа утром и 2 часа вечером, горячей же не было совсем. Я помню, что спать мне приходилось одетым рядом с печью — настолько было холодно в той квартире. Мои деньги закончились быстро, поэтому каждое утро, проснувшись, я брел несколько километров по заснеженной степи к нелегальной шахте, на которой меня знали и признавали своим. Там можно было позавтракать и пообедать, был ужин и горячий чай в избытке. Я уже не удивлялся своему положению, условиям, в которых мне пришлось прожить длительное время в шахтерском регионе. Меня все устраивало — я ко всему привык. Только одно не переставало удивлять: я не мог понять, осознать, почему те люди, которые обогревают целое государство, не могут обогреть свои жилища.» Рассматривая снимки из альбома «Donbass» я тоже не могу понять многого. Например, почему именно здесь, в этом холодном и нищем аду появился самый богатый человек Украины — Ринат
Ахметов, обожающий золотые унитазы президент Янукович и пару десятков живущих то в Монако, то в Енакиево нардепов? Или, может быть, они появились здесь именно за счет рабского труда героев Чекменева? И, ограбив свою «малую родину» эта милая компания отправилась грабить всю Украину в целом? И почему-то вспоминаются откровения нардепа Ландика. Не
мажора, а его дяди, нардепа Валентина Ландика: ««Посмотрите,
как на Востоке работает сталевар, машинист. Это ужасные условия. Он зарабатывает Есть люди, которым нужно, чтобы над Донбассом была вечная ночь. В этой безысходной ночи так приятно дешева рабочая сила. И они хотят погрузить в эту вечную ночь всю страну. И все разговоры о реформах на самом деле сводятся лишь к этому. В стране должны остаться рабы, надзиратели и хозяева. Пирамида власти проста, как терриконы Донбасса. Рабов много, надзирателей чуть меньше и совсем мало хозяев. Во главе с самым главным — восседающим в Межигорье на золотом унитазе. В окружении лакеев с погонами генералов армии. Абсурдная картинка? Не менее абсурдная, чем жизнь шахтеров из альбома Чекменева. «Все будет Донбасс?» Надеюсь, что нет. Чекменева спрашивали, зачем он фотографирует эту жизнь? Он отвечал, что это должно скоро закончиться и стать историей. Потому что так жить нельзя. Просто нельзя. Станислав Речинский, «ОРД» Фотографии Александра Чекменева:
|
Популярні топіки |
photographers.ua, 2024
Всі фотографії є власністю їх авторів.
|
Електронна скринька: webmaster@photographers.ua | |||
|
|
«Україна – це історія: велична і легендарна. Я пишаюся Україною. Віктор Янукович»(с) ...
На выборах они за Янека, но что они сделали для себя в промежутках между выборами. В своем скотском положении они во многом сами виноваты. Это рассказ о том "як добре ходять у ярмі".
За них их права никто отстаивать не будет, ни Янек, ни Юля , ни Барак Обама.
У тім хорошому селі.
Чорніше чорної землі
Блукають люди, повсихали
Сади зелені, погнили
Біленькі хати, повалялись,
Стави бур'яном поросли.
Село неначе погоріло,
Неначе люди подуріли,
Німі на панщину ідуть
І діточок своїх ведуть!..
Странно, однако, что Вы меня не поняли здесь
http://photographers.ua/photo/415772/#comment... - потому что именно об этом речь и шла. Фото по ссылке и приведенные здесь- это противоположные края Вселенной, а Вы даже этого не заметили... Представляю, чтоб Саша подал работу в такой интерпретации, как по ссылке... Там Вас удивило, что я про "спекуляцию на теме" упоминал? Так почему я здесь молчу?
Потому, что здесь- ФОТОГРАФИИ, серия, которой нет равных, а там- просто фотопортрет с текстовой претензией, уж пусть Вадим меня простит... И именно Ваш топик наглядно показывает разницу между тем и этим, спасибо Вам за него.
ничего общего между чекменевскими фото и портретом в кепке "голодаю" нету
А ведь проще было посадить шахтера на стул и сфоткать, а потом много писать про поруганную Конституцию...
Вы можете бесконечно крутить вокруг и около, но портрет в повязке "голодаю" со всей той законной малявой вокруг и близко не подойдет к нормальному репортажу, да и как портрет он слабоват.
Наверное, мне проще признать, что то влобное фото с приклеенными отрывками из Конституции- шедевр репортажа и образец для подражания. Товарищи репортеры- тулите к вашим фотографиям побольше слезливой текстовой лабуды из Конституции, Хартии Свобод, да хоть из Ветхого Завета и прослывете в глазах Ирины "Не-поверхностными".
Напоминаю, о чем речь
http://photographers.ua/photo/415772/#comment...
На сим прощаюсь, большой респект Чекменеву и еще раз спасибо за публикацию этой подборки Фотографий.